«Ак жол» направил в правительство предложения для эффективного проведения налоговой амнистии

05.12.2018 г.

Премьер-Министру
Республики Казахстан
г-ну Сагинтаеву Б.А.

 

 

Уважаемый Бахытжан Абдирович!

В настоящее время все усилия Парламента и Правительства РК направлены на реализацию Послания народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

Чтобы бизнес мог работать с чистого листа, Президент поручил с 1 января 2019 года приступить к проведению налоговой амнистии для малого и среднего бизнеса.

Налоговая амнистия не только предоставит возможность предпринимателям возобновить законную деятельность, но и защитит малый и средний бизнес от неправомерного административного давления.

Списание пени и штрафов с предпринимателей, уплативших основную сумму налога, сегодня одна из самых горячо обсуждаемых бизнесом инициатив Главы государства.

Актуальность данного вопроса подтверждается и официальной статистикой. По данным Минфина на начало октября на долю пени и штрафов приходится 40% от общей суммы налоговой задолженности субъектов малого и среднего бизнеса.

При этом, тот факт, что сумма начисленной пени (111 млрд тг) почти в 20 раз превышает сумму штрафов (5,8 млрд) свидетельствует о явно избыточном сроке давности по таким претензиям, а также об их возникновении задним числом, иначе любой предприниматель постарался бы своевременно оплатить их, не доводя предприятие до неплатежеспособного состояния.

Иными словами, инициатива Президента о налоговой амнистии вновь актуализировала необходимость немедленного сокращения срока исковой давности по налогам с 5 до 3 лет, на чём неоднократно настаивала фракция «Ак жол».

18 октября т.г. Министерство финансов сообщило об основных подходах к проведению амнистии. Сегодня пакет нормативно-правовых документов, определяющих порядок проведения налоговой амнистии, проходит процедуру согласования в государственных органах. И именно сейчас важно определить, как это будет делаться.

Ричард Брэнсон - британский бизнесмен, миллиардер, филантроп справедливо говорил: «Внимание к деталям в огромной степени определяет успешную реализацию бизнес-идей».

В ходе обсуждения Послания Президента в партию «Ак жол» от бизнес-сообщества поступил пул предложений, позволяющих повысить эффективность планируемых административных мер и обеспечить полномасштабность финансового оздоровления МСБ.

В этой связи, считаем необходимым при проведении налоговой амнистии обеспечить легитимное решение следующих вопросов:

- предусмотреть порядок списания пени и штрафов в случаях уплаты задолженности по налогам не только через прямое поступление денежных средств, но иметодом зачета;

- включить в число налогоплательщиков, подлежащих налоговой амнистии, субъектов малого и среднего, бизнеса осуществляющих добычу общераспространенных полезных ископаемых (по некоторой информации, из этой группы предполагается амнистировать только пользователей воды и лечебных грязей, что оставляет за бортом огромное количество предпринимателей, работающих в сфере дорожного строительства и производства стройматериалов);

- в случаях первоочередного изъятия сумм пени и штрафов в счет погашения налоговой задолженности на 10 октября текущего года, предусмотреть возможность их зачета в счет уплаты основного долга с последующим снижением пени и штрафов;

- освободить от уплаты пени и штрафов субъектов малого и среднего бизнеса, допустивших нарушения до 1 октября т.г., но по которым срокдобровольной уплаты еще не истек, при условии оплаты данными налогоплательщиками основной суммы налогов;

- определить условия списания пени и штрафов, начисленных по результатам налоговых проверок и находящихся по состоянию на 1 октября в стадии обжалования;

- рассмотреть специальные механизмы списания пени и штрафов для налогоплательщиков, проходящих процедуру реабилитации либо урегулирования неплатежеспособности, поскольку их налоговые задолженности являются отсроченными и, по этой причине, могут быть не включены в список, подлежащих налоговой амнистии.

Кроме того, в территориальных органах государственных доходов, как системные с 2001-2002гг., числятся задолженности физических лиц по НДС, социальному налогу, индивидуальному подоходному налогу, взымаемого у источника и т.п. Налоговые органы не могут их взыскать, т.к. отсутствуют документы, на основании которых были начислены данные суммы. Официальное списание данных сумм создаст возможность вхождения в малый бизнес дополнительного числа физических лиц.

Фракция «Ак жол» также,в очередной раз, ставит вопрос о сокращении срока исковой давности по налогам с 5 до 3 лет не с 2020-го, а начиная с текущего финансового года. Тем самым государство сможет устранить не только последствия, но и одну из важных причин, приводящих к неплатежеспособности малого и среднего бизнеса.

Уважаемый БахытжанАбдирович, просим Вас учесть указанные предложения при доработке нормативных правовых документов, регламентирующих проведение налоговой амнистии – это будет способствовать более качественному исполнению поручений Президента.

 

С уважением,

депутаты ДПК «Ак жол»