Политическая программа

Утверждена
Постановлением Пленума 
Центрального Совета ДПК "Ак жол"  
от 13 декабря 2014 года

 

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА 
Демократической партии Казахстана «Ак Жол» 
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «АК ЖОЛ» И СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ

 

 

Национальная независимость – главная ценность и условие прогрессивного развития Казахстана

За годы независимости Казахстан состоялся как полноценное суверенное государство, заняв достойное место в современном мире. За это время в стране приняты и реализуются государственные программы, призванные существенно повысить качество жизни, изменить облик казахстанской экономики, снизить ее зависимость от экспорта сырьевых ресурсов, увеличить долю отечественного производства и высокотехнологичных секторов. Обеспечен поступательный рост экономики и уровня жизни населения.

Качественный рост человеческого капитала объявлен на официальном уровне высшим приоритетом развития Казахстана. Принятая политика социальной модернизации формирует долгосрочный стратегический тренд повышения благосостояния и улучшения социального самочувствия граждан республики.

Демократическая партия «Ак жол» поддерживает данный стратегический курс развития государства, поскольку главной ценностью Казахстана мы считаем не нефть и металлы, а наш талантливый народ.

Независимость страны спасла от вытеснения язык, культуру и духовные ценности казахского народа, позволила сделать их достоянием каждого казахстанца, при сохранении языка и самобытности всех этносов нашей страны.

Ввиду открытости внешнему миру, граждане Казахстана все больше приобщаются к общемировым ценностям, научно-техническим и культурным достижениям.

Внутри страны всестороннему профессиональному, творческому, духовному развитию личности благоприятствует атмосфера политической стабильности, межнационального и межконфессионального согласия.

Благодаря своему уникальному положению на стыке Европы и Азии, взвешенному внешнеполитическому курсу Казахстан стал авторитетным участником международных отношений. Председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации Исламского сотрудничества (ОИС), а также создание Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) являются наиболее яркими подтверждениями признания Казахстана на мировой арене.

 

Основные вызовы и противоречия современности

В настоящее время Казахстан, равно как и многие другие государства, столкнулся с серьезным вызовом современной эпохи в лице последствий мирового финансово-экономического кризиса и острых геополитических противоречий.  

Очевидно, что в условиях XXI века растущая глобализация становится решающим фактором, влияющим на взаимодействие разных стран мира. В последние годы целый ряд государств в той или иной мере продемонстрировали свою несостоятельность и уязвимость перед социально-экономическими и политическими потрясениями, которые повлек за собой глобальный финансово-экономический кризис.

Этот кризис стимулировал рост государственного участия в экономике страны. Благодаря разработанным и реализуемым антикризисным мерам, включая оказание поддержки финансовому сектору, предпринимательству и социально уязвимым слоям населения, стране удалось выдержать удары глобальных испытаний.

Вместе с тем, наблюдаемая активизация в созданиигосударственных предприятий заметно сокращает конкурентную среду и выдавливает на обочину развития частный сектор экономики. Продолжают действовать и увеличиваться всевозможные административные барьеры, включая жесткий фискальный режим. Это серьезно ограничивает гражданскую и предпринимательскую инициативу. Не случайно, что большинство представителей молодёжи сегодня мечтают не о творческой реализации или собственном бизнесе, а о карьере чиновника в министерстве или менеджера в национальной компании.

Тенденция регионализации национальных государств путем их объединения в политические и экономические союзы имеет характер внешнего воздействияИнтеграция Казахстана с Россией и Беларусью в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза призвана объединить потенциал данных стран для совместного противодействия глобальным вызовам.

В то же время, в рамках этой интеграции Казахстан столкнулся с препятствиями для доступа на внутренние рынки стран-партнеров, невыполнением по отношению к нему различных межгосударственных договоренностей. Ситуацию усугубляет отсутствие инициативной позиции со стороны казахстанских чиновников в переговорном процессе. Отечественный бизнес не получает адекватных и своевременных преференций, меры госорганов по поддержке бизнеса нередко носят запоздалый и половинчатый характер. Все это наносит ущерб экономике нашей страны.

На этом фоне со стороны партнеров по ТС и ЕАЭС периодически делаются недопустимые заявления о необходимости создания наднационального парламента и иных структур, представляющих угрозу независимости и самостоятельности принятия государственных решений.

*  *  *

В условиях глобальной нестабильности, в Казахстане за последние годы также дают о себе знать другие проблемы и вызовы.

Сохраняется высокий уровень расслоения казахстанского общества по уровню доходов и благосостояния. Увеличение разрыва между бедными и богатыми способствует социальному неравенству, дискредитации трудовых доходов и принципов социальной справедливости. Достаточно острыми являются вопросы жилищного обеспечения и занятости. Отсутствуют массовые социальные лифты и внятные  трудовые и жизненные перспективы для молодежи из малообеспеченных слоёв общества.

В экономике страны идут процессы чрезмерного роста квазигосударственного сектора. В ключевых отраслях доминируют подконтрольные государству холдинги и компании. Не созданы абсолютные правовые гарантии и механизмы защиты частной собственности, что ведёт к фактам рейдерства и захвата бизнеса. Все это разрушает конкурентную среду, создаёт угрозы свободе предпринимательства, малому и среднему бизнесу, ведёт к снижению конкурентоспособности национальной экономики.

Углубляется разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов республики. Низкий уровень состояния объектов инфраструктуры жизнеобеспечения населения наблюдается во многих аулах, селах и малых городах страны. Реакцией на все это является растущая миграция жителей в города. В нефтедобывающих регионах с самым высоким уровнем зарплаты ее получателями в основном остаются иностранные специалисты. Тогда как среди местного населения этих же областей, напротив, самые высокие уровни бедности и безработицы.

Негативное влияние на сознание граждан оказывает потребительское мышление, культивирующее материальные блага, принижающее духовные ценности, дискредитирующее производительную деятельность и честные трудовые доходы.

Периодически ухудшается социальное самочувствие населения. Несмотря на гигантские затраты из бюджета, в стране не решена жилищная проблема, вызывают сомнения и острые дискуссии порядок начисления и размеры пенсий и социальных пособий. Система здравоохранения пичкается дорогостоящим оборудованием, но все дальше отдаляется от компетентности и человечности. Труд и профессионализм рядовых врачей не получают адекватной оценки начальства. Образовательная сфера стала полигоном для бесконечных экспериментов. Качество учебников и уровень знаний деградировали. 

Из Казахстана различными путями в зарубежные страны, включая оффшорные зоны, выводятся огромные суммы бюджетных средств в виде «откатов», завышения цен при тендерах и т.д. Поэтому при официальном доходе на душу населения на уровне восточноевропейских стран, жизнь рядового казахстанца «европейской» назвать невозможно.

Вызывающее поведение лиц, живущих на доходы сомнительного происхождения, провоцируют у массы простых людей чувства разочарования и обманутости, формируют социальную напряженность, что помимо прочего, ведёт к политизации этничности и религиозных течений. Серьезным вызовом для стабильного развития и национальной безопасности республики стали проявления терроризма и экстремизма.

Главным источником подобных системных проблем является широкое распространение коррупции, непрозрачности и несправедливости в деятельности правительственных структур и местных органов власти.

Среди коррумпированных чиновников нередко можно наблюдать откровенный саботаж и вымогательства, низкий уровень культуры и служебной дисциплины, взяточничество, непрозрачность принимаемых решений, бюрократизм и волокиту, безразличие и неуважение к простым гражданам, кумовство, элементарную профессиональную некомпетентность.

Экономический либерализм и политические свободы – две стороны одной медали, это взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы. Сокращение частного сектора в экономике, огосударствление целых отраслей и укладов, снижение предпринимательских инициатив зеркальным образом отражаются в возросшей пассивности и инертности гражданского общества, развитии потребительской и патерналистской модели поведения, моральной неготовности многих принимать на себя ответственность за судьбу государства и даже собственной семьи.

Аналогично ситуации в предпринимательском секторе, через государственный социальный и государственный информационный заказы произошло «огосударствление» политики и выражаемых позиций институтов гражданского общества, наблюдаются тенденции самоцензуры и успокоенности в средствах массовой информации.    

Вместе с тем в стране имеется достаточное количество людей, которые чётко знают чего хотят, самостоятельно строят свою судьбу, проявляют активную жизненную и гражданскую позицию, всесторонне поддерживают своих сограждан и вносят весомый личный вклад в развитие общества. Они готовы решать многие проблемы как на уровне своего дома или региона, так и на уровне всей страны.

Через объединение усилий и потенциала таких граждан нужно добиться устранения негативных тенденций и выйти на новый этап политического и социально-экономического развития Казахстана. Этот новый этап должен закрепить успехи, достигнутые с момента обретения независимости, и создать предпосылки для дальнейшего укрепления государства, роста возможностей каждого гражданина, развития производительной и конкурентоспособной рыночной экономики, реализации национальных интересов нашего общества.

 

Роль и место партии «Ак жол» в современных условиях

Новый политический курс, предложенный Президентом Казахстана Н.Назарбаевым в Стратегии «Казахстан-2050», является определяющим для выработки политических и социально-экономических ориентиров партии на перспективу. При этом, опираясь на свою политическую идентичность, национальные интересы и прагматизм, партия «Ак Жол» предлагает комплекс мер для достижения общих целей.

Основной целью Демократической партии «Ак жол» является создание необходимых условий для свободного развития каждого гражданина, соблюдения его прав и свобод, неуклонного повышения качества и уровня жизни всех казахстанцев, а также для достижения экономического, социального и политического прогресса казахстанского общества и государства.

Наша партия является последователем национально-освободительного движения «Алаш», которое заложило фундаментальные основы становления национальной государственности и ставило своей целью модернизацию казахского общества по европейскому пути, на основе сочетания национальных интересов с лучшими достижениями мировой цивилизации. Базовые ценности движения «Алаш» – национальная самостоятельность, либерализм, демократия, права и свободы личности, производительная рыночная экономика, равноправие этносов и религий – продолжают служить нашими ориентирами.

Партия «Ак жол» продвигает и защищает национальные интересы,направляет свою деятельностьна оказание содействия выходу общества и государства на более высокий уровень развития, отстаивает их духовные и материальные ценности. Национальные интересы должны опираться на уважение к своему государству и народу, языку, культуре и традициям казахского и других народов страны, признании незыблемости территории и конституционного строя, экономический национализм в использовании природных богатств и промышленного потенциала Казахстана.

Социальная опора партии «Ак жол» - состоявшийся и самостоятельный средний класс, ядром которого выступают отечественная интеллигенция и предприниматели. Они не ждут милости от государства, а инициативно используют созданные им возможности и строят свою жизнь сами, создавая духовные и материальные блага, увеличивая личное и всеобщее благосостояние. Представители среднего класса - собственники и менеджеры, инженеры и юристы, медики и педагоги - участвуют в создании национального благосостояния во всех секторах экономики, интеллектуальной и социальной сфере.

Демократическая партия «Ак жол» считает своей исторической миссией – содействовать становлению и развитию национального бизнеса, технической и творческой интеллигенции как класса собственников, управленцев и интеллектуалов, способных ставить самые актуальные задачи продвижения общества и экономики и находить эффективные решения этих задач.

Достигнув определённого уровня экономического развития, невозможно добиться новых качественных изменений без соответствующих перемен в обществе и политике.

В этой связи, Демократическая партия «Ак жол» считает, что опираясь на достигнутый уровень социально-экономического благосостояния Казахстана, наше общество созрело для новой реформаторской парадигмы, опирающейся на социально-экономическую модернизацию и расширяющей её процессы на сферы политического и государственного строительства.

Такая парадигма может быть связана с укреплением государственностиусилением принципов парламентаризма, обеспечением прозрачности и подотчётности деятельности правительства, расширение предпринимательских и гражданских свобод, включая свободу слова и свободу объединений. 

Разделяя ответственность за сохранение политической и экономической стабильности в стране, партия «Ак жол» открыта к равноправному диалогу со всеми конструктивными общественными силами для решения этих задач.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ:

МЕРЫ, ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ 

Модернизация системы государственной власти и управления

Система государственной власти и управления Республики Казахстан должна быть построена и функционировать на основе реального разделения и эффективного взаимодействия ветвей власти, приоритетности принципов парламентаризма, максимальной транспарентности и сотрудничества государства с институтами гражданского общества посредством поэтапного преобразования суперпрезидентской системы правления в президентско-парламентскую.

1. В целях укрепления многопартийного Парламента партия "Ак жол" считает необходимым:

· сократить избирательный порог для политических партий с 7 до 5 %;

· принять закон, регулирующий и защищающий статус и права депутатских фракций политических партий в Парламенте Республики Казахстан;

· обеспечить реальное равенство парламентских партий в статусе и полномочиях, включая государственное финансирование и освещение в государственных СМИ; а также наделить их правами:

- разрабатывать и вносить на рассмотрение Мажилиса проекты законов;

- проводить обязательную предварительную экспертизу проектов законов разрабатываемых центральными исполнительными органами до их официального утверждения Правительством и последующего внесения в Мажилис Парламента;

· предоставить Мажилису Парламента ключевую роль в формировании Правительства республики и наделить его полномочиями по:

- утверждению структуры Правительства;

- избранию председателя и членов Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, а также Уполномоченного по правам человека и Бизнес-омбудсмена;

- инициированию вопросов по выражению недоверия Правительству, а также его отдельным членам для последующей постановки перед Президентом вопроса об освобождении их от занимаемой должности.

2. В целях повышения эффективности системы государственного управления партия «Ак жол» будет требовать:

· обеспечить максимальную ориентацию деятельности государственных органов, предприятий и их должностных лиц на качественное оказание услуг гражданам и частным юридическим лицам;

· ввести передовые и эффективные, с учетом зарубежного опыта, стандарты, инструменты и технологии современного государственного менеджмента и корпоративного управления;

· четко разделить функции государственных органов и коммерческих организаций с государственным участием;

· ввести мораторий на создание новых квазигосударственных структур министерствами и ведомствами, с одновременным выходом государства из не менее 70% ныне действующих предприятий с государственным участием;

· сосредоточить в уполномоченных Правительством государственных органах все регулирующие функции в отношении национальных компаний, РГП и соответствующих секторов экономики;

· обеспечить утверждение бюджетов национальных компаний Парламентом, законодательно конкретизировать порядок возврата государственных средств, полученных нацкомпаниями и предприятиями с участием государства на реализацию долгосрочных программ.

• добиться реальной транспарентности бюджета. Законодательно установить обязательное наличие в бюджете раздела с конкретизацией расходной части по отдельным мероприятиям, объектам и администраторам программ.

Обеспечить постоянный рост ненефтяных поступлений (за счёт индустриализации и диверсификации экономики), а также контроль за уровнем ненефтяного дефицита на уровне не выше 3%.

•законодательно закрепить порядок использования средств Национального фонда на текущие цели бюджета только за счёт части ежегодной прибыли от инвестиционного дохода, отказавшись от расходования основного капитала и текущих поступлений. 

• Добиться сохранности и прироста средств  Единого накопительного пенсионного фонда за счёт инвестирования их в реальный сектор экономики и отказа от вложений в рисковые финансовые инструменты.

 

3. В целях повышения эффективности работы Правительства полагаем целесообразным:

· возложить на Правительство и Премьер-Министра всю полноту ответственности за социально-экономическую политику республики и выполнение государственных программ;

· обеспечить коллективную ответственность Правительства и индивидуальную ответственность каждого из его членов перед Мажилисом Парламента за эффективность своей работы и обоснованность принимаемых решений;

· включить в персональную ответственность членов Правительства управление государственными активами в национальных компаниях, организациях и предприятиях с государственным участием и назначение их руководителей.

 

Развитие местного самоуправления

Развитие системы местного самоуправления должно быть ориентировано на децентрализацию системы государственной власти, предусматривающую передачу больших полномочий органам местного государственного управления и самоуправления, расширение участия граждан и местного сообщества в процессе управления делами местного значения, а также усиление позиций областных, районных и городских маслихатов как ведущих институтов местного самоуправления.

 

1. По мнению партии "Ак жол", в целях повышения роли маслихатов нужно:

· ввести процедуру избрания 50% депутатов маслихатов областей, городов Астана и Алматы по партийным спискам;

· ввести должность председателя маслихата, действующего на постоянной основе; 

· перевести деятельность членов ревизионных комиссий, а также руководителей постоянных комиссий  маслихатов на постоянную основу;

· наделить депутатов маслихатов, действующих на постоянной основе, правом депутатской неприкосновенности;

· наделить маслихаты механизмами контроля за исполнением местного бюджета и деятельностью местных исполнительных органов;

·  включить в компетенцию маслихатов утверждение тарифов на коммунальные услуги, оказываемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

· предоставить постоянным комиссиям маслихатов право приглашения должностных лиц исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, для заслушивания необходимой информации по вопросам, относящимся к компетенции данных комиссий;

· предоставить маслихатам право добиваться освобождения от должности заместителей акима и руководителей исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета;

· законодательно установить порядок и механизмы отчетности акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел) и аульных (сельских) округов, избираемых депутатами районных маслихатов, перед данными маслихатами;

· уравнять депутатские фракции политических партий в маслихатах в правах и полномочиях с постоянными комиссиями;

· законодательно установить порядок и механизмы обязательной отчетности депутатами маслихатов всех уровней перед своими избирателями по проделанной ими работе.

· обеспечить подотчетность дисциплинарных советов областей, городов Астана и Алматы соответствующим маслихатам.

2. В целях развития местного самоуправления необходимо:

· расширить статус и полномочия институтов общественного самоуправления в лице сходов и собраний местного населения в городах районного значения, поселках, аулах (селах) и аульных (сельских) округах, наделить их механизмами общественного контроля за деятельностью местных акимов;

· четко регламентировать порядок формирования и использования бюджета местного самоуправления;

· урегулировать законодательством о государственных закупках деятельность акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел) и аульных (сельских) округов по закупу товаров, работ и услуг. 

 

Развитие гражданского общества и его институтов

Должен быть принят комплекс мер в интересах обеспечения поступательного развития гражданского общества, а также партнерства и конструктивности в отношениях между ним и государством.

1. По мнению партии "Ак жол", целесообразно законодательно закрепить и обеспечить практическую реализацию следующих принципов  взаимоотношения между государством и гражданским обществом и его институтами

· государство создает необходимые правовые условия для полноценного развития гражданского общества и функционирования его институтов, в том числе для осуществления ими полноценного контроля за его деятельностью;

· государству разрешено делать только то, что установлено законом, а гражданам – все то, что не запрещено законом;

· гражданское общество и государство взаимодействуют друг с другом на основе партнерства, равноправия, конструктивизма, открытости, согласованности, взаимопонимания, взаимоуважения и взаимной ответственности в целях решения актуальных вопросов развития республики;

· государство стимулирует рост и реализацию гражданских инициатив, а также оказывает финансовую поддержку институтам гражданского общества в реализации общественно значимых и полезных программ и проектов в рамках предоставления им на объективной, честной, открытой и равноправной конкурсной основе государственного социального заказа. 

2. В целях обеспечения реализации гражданами своего права на объединение желательно:

· максимально упростить и придать учетный характер процедуре государственной регистрации и перерегистрации политических партий, профессиональных союзов иных общественных объединений, некоммерческих неправительственных организаций, их структурных подразделений (филиалов и представительств) в органах юстиции;

· сократить обязательную минимальную численность членов любой партии с 40 до 10 тыс. человек, а в их региональных филиалах или представительствах - с 700 до 200 человек,

· сократить размер регистрационного сбора для общественных объединений и других некоммерческих неправительственных организаций с 6,5 до 3 МРП, а для политических партий - с 14 до 7 МРП;

· производить учетную регистрацию и перерегистрацию не являющихся юридическими лицами филиалов и представительств указанных общественных организаций без уплаты регистрационного сбора.

3. В целях усиления роли политических партий в общественно-политической жизни республики необходимо:

· обеспечить участие их представителей в работе участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий;

· предоставить право равного доступа к государственным СМИ;

· осуществлять процедуру ликвидации политических партий по решению Верховного суда Республики Казахстан;

· расширить практику участия представителей политических партий в деятельности экспертных советов, рабочих групп при центральных и местных государственных органах; гарантировать учёт их мнения при разработке  нормативных документов соответствующих госорганов, включая законпроекты.

● принять закон, защищающий права политических партий и депутатов Парламента, дискутирующих с политикой парламентского большинства.

 

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

 

Важнейшей целью развития Казахстана должен стать рост благосостояния и социального самочувствия его граждан. Этого можно добиться только через сокращение разрыва между бедными и богатыми, вовлечения всего общества в производительный труд, выстраивания прозрачной социальной и экономической политики, создания реальных возможностей и жизненных перспектив для каждого человека. В связи с этим важнейшим направлением деятельности государства в сотрудничестве с бизнес-сообществом и институтами гражданского общества должно стать расширение возможностей для самореализации, творческого развития и высокопроизводительного труда людей посредством обеспечения их жильем, качественными услугами по линии социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и образования.

Одним из ключевых подходов в формировании человеческого капитала является обеспечение гуманной и здоровой окружающей среды, развитие «зелёной» и энергосберегающей экономики, а также активная экологическая деятельность. 

 

Наращивание и укрепление трудовых ресурсов

В целях обеспечения максимальной занятости населения,  улучшения условий труда и обеспечения социальных гарантий работникам организаций и предприятий любой формы собственности, ДПК "Ак жол" полагает необходимым:

· повысить долю расходов государства на реализацию программ занятости населения до 1% от ВВП страны;

· ликвидировать безработицу: в Казахстане имеется достаточный экономический потенциал, чтобы обеспечить каждого трудоспособного гражданина работой и трудовыми доходами;

· расширить практику общественных работ, оплачиваемых государством;

· обеспечить стимулирование со стороны государства деятельности субъектов частного предпринимательства по созданию новых рабочих мест;

· законодательно обязать государство обеспечить трудоустройство выпускников высших и средних специальных учебных заведений, обучавшихся по государственным грантам;

· обеспечить взаимосвязь системы образования и рынка труда через разработку взаимосвязанных образовательных и профессиональных стандартов;

· создать дополнительные стимулы для легализации рынка труда, включая рынок трудовых мигрантов

· прекратить скрывать реальную безработицу под термином «самозанятых» граждан, обеспечить предоставление им правовых и социальных гарантий со стороны государства;

· внедрить гибкую систему выдачи государственных квот на привлечение иностранной рабочей силы в соответствие с ситуацией на рынке труда республики; 

· обеспечить приоритет прав и интересов казахстанских работников, включая высокую оплату труда, на предприятиях с участием иностранного капитала;

· обеспечить регулярное повышение размера минимальной заработной платы, в соответствие с ростом стоимости потребительской корзины;

· повысить размеры оплаты труда работников бюджетной сферы, включая учителей, врачей, представителей науки и культуры, до достойного уровня. Работающий человек не должен быть бедным!

 

 

Улучшение системы социальной защиты населения

В целях совершенствования системы социальной защиты населения считаем целесообразным:

· рассчитывать размеры социальных выплат на основе реального прожиточного минимума в соответствии с международными стандартами;

· полностью охватить мерами социальной защиты, пенсиями и пособиями нуждающихся граждан всех категорий;

· расширить охват населения социальным страхованием;

· разработать конкретные меры по преодолению бедности, с учетом реальной величины прожиточного минимума;

· обеспечить справедливый уровень пенсий для всех видов пенсионной системы в размере не менее 60% заработной платы; аналогичный принцип (60% от прожиточного минимума) установить для базового пособия по возрасту;

· обеспечить полный охват наемных работников и «самозанятых» граждан накопительной пенсионной системой;

· принять закон «О ветеранах», определяющий юридический статус и социальные гарантии данной категории населения;

· ввести выплату ежемесячного пособия (в размере средней заработной платы) по уходу за ребенком, до достижения им трехлетнего возраста;

· начислять средства из республиканского бюджета на накопительные пенсионные счета женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком;

· обеспечить достойное проживание людей с ограниченными возможностями (инвалидов), включая введение государственного субсидирования создания рабочих мест для инвалидов, введение квот на трудоустройство инвалидов в государственные органы и на госпредприятия, а также упрощение процедуры получения и переосвидетельствования статуса инвалида.

 

Улучшение жилищных условий населения

В целях обеспечения доступности жилья для людей с различным уровнем доходов и улучшения состояния жилищного фонда, по нашему мнению, нужно:

· в государственной жилищной политике перейти от коммерческих закупок жилья к строительству социального жилья для малообеспеченных слоев населения и молодых семей - государственными жилищно-строительными предприятиями и по госзаказу. Такое жильё должно сдаваться по себестоимости в пожизненную аренду с правом наследования аренды, но без права приватизации или с ограничением такового. 

· при выделении земельных участков под строительство элитного жилья вменить в обязанности застройщиков строить аналогичные площади социального жилья для граждан с невысоким уровнем дохода;

· создать эффективную систему защиты прав и законных интересов участников долевого строительства, включая введение страхования возможных рисков по причине несостоятельности застройщиков;

· обеспечить защиту прав и собственности граждан, которые приобрели свое жилье по ипотечным кредитам, от произвола недобросовестных банков;

· создать в каждом регионе республики регулярно обновляемые базы данных состояния жилого фонда и инфраструктуры коммунальных услуг;

· обеспечить предоставление государством целевых займов и инвестиций на проекты по модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ);

· провести демонополизацию и создать условия для реальной конкуренции в сфере управления и обслуживания жилого фонда;

· повысить уровень эффективности тарифного регулирования, позволяющего ликвидировать сверхнормативные и сократить нормативные потери субъектов естественных монополий;

· обеспечить внедрение современных технологий на предприятиях коммунального сектора;

· законодательно установить обязанности государства компенсировать расходы граждан на содержание жилья и оплату коммунальных услуг в случае их превышения 10% от совокупного дохода семьи;

· обеспечить максимальную прозрачность в работе кооперативов собственников квартир (КСК) и их периодическую отчетность перед собственниками и нанимателями жилья и других помещений за расходование получаемых от них денежных средств.

 

Улучшение системы здравоохранения

В целях оказания своевременной и качественной медицинской помощи и укрепления здоровья граждан, партия "Ак жол" предлагает:

· обеспечить доступность медицинских услуг для всех категорий граждан, наряду с гуманным отношением системы здравоохранения к пациентам;

· внедрить международные стандарты качества медицинских услуг;

· обеспечить охват детей в возрасте до 16 лет всем спектром медицинского обслуживания;

· обеспечить соответствие основных показателей работы организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь (оборот койки, средняя продолжительность пребывания и т.д.), международным стандартам эффективности;

· обеспечить выравнивание качества оказания медицинской помощи в государственных и частных, а также в городских и сельских медицинских учреждениях;

· расширить гарантируемые государством современные медицинские стандарты и объемы бесплатной медицинской помощи, включая профилактику и высокотехнологичные медицинские услуги;

· довести долю частных поставщиков медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) до 20%;

· создать равные условия для граждан республики в получении медицинских услуг в рамках ГОБМП независимо от места проживания;

· создать благоприятную конкурентную среду для поставщиков услуг ГОБМП независимо от форм собственности на основе государственно-частного партнерства;

· внедрить эффективную систему обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках ГОБМП;

· ввести систему обязательного медицинского страхования;

· создать современную систему управления в сфере здравоохранения, соответствующую международным принципам;

· расширить сеть медицинских учреждений, особенно в сельской местности;

· усилить ответственность медицинских учреждений и медицинского персонала за недобросовестную медицинскую помощь и негуманное отношение к пациентам;

· улучшить качество подготовки и повышения квалификации врачей и других медицинских работников;

· внедрить новые механизмы повышения солидарной ответственности граждан за свое здоровье;

· сформировать и продвигать в обществе идеологию здорового образа жизни.

Посредством реализации этих и других мер представляется возможным увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, снижение материнской и младенческой смертности в два раза, а также снижение заболеваемости туберкулезом на 20%.

 

Развитие образования и науки

В целях обеспечения права граждан на получение качественного образования и укрепления научного потенциала Республики, считаем важным:

· увеличить расходы государства на развитие системы образования и науки до 3% от ВВП страны;

· обеспечить полный охват детей дошкольного возраста детскими садами как в городской, так и в сельской местности;

· обеспечить доступность образования для детей с нарушениями здоровья, из малообеспеченных семей и входящих в группы риска;

· создать эффективную систему технического и профессионального образования, соответствующую требованиям рынка труда и интегрированную в мировое образовательное пространство;

· внедрить Национальную квалификационную систему, признаваемую внутренним и внешним рынками труда;

· привлечь объединения представителей бизнес-сообщества к разработке стандартов, аккредитации учреждений образования и проведению экзаменов;

· обеспечить объективность и прозрачность проведения Единого национального тестирования (ЕНТ), включая возможность замены ЕНТ на экзамены по выбору самого выпускника;

· обеспечить соответствие качества высшего образования Казахстана лучшим мировым практикам в области образования;

· расширить меры по профилактике и противодействию коррупции в учреждениях образования всех уровней и любой формы собственности;

· повысить практическую привлекательность науки за счет создания условий для внедрения и коммерциализации инновационных разработок;

· создать систему материального и творческого стимулирования для научных работников, привлечения молодежи в науку, популяризации научно-технической деятельности и профессии ученых и инженеров.

Подъем аула и сельского хозяйства

Почти половина населения республики проживает на селе. Поэтому успешное развитие Казахстана невозможно без создания благоприятных условий для жизнедеятельности жителей аулов и сёл, для чего партия «Ак жол» настаивает:

• обеспечить полнокровную работу социальной инфраструктуры всех сельских населённых пунктов страны, включая дороги, школы, медицинские учреждения, спортивные залы, бани, обеспечение питьевой водой, топливом, электроэнергией, связью и т.д.;

• отказаться от практики строительства раздельных и помпезных зданий, что неоправданно увеличивает затраты; перейти к размещению таких служб на селе, как школа, отделение почты, медицинский пункт, сельский акимат и т.д. в типовом здании с совмещёнными функциями;

• произвести реконструкцию действующих и строительство новых автодорог, соединяющих села с районными и областными центрами;

• разработку и реализацию программы поддержки сельских районов с неблагоприятной экологической обстановкой;

• включить сельское население, прежде всего молодёжь и молодых специалистов, в программу «Доступное жильё», обеспечив для этого строительство нового жилья государственными строительными компаниями в перспективных сельских населённых пунктах.

В целях поступательного развития аграрного сектора национальной экономики Казахстана необходимо:

● добиться утверждения Парламентом бюджета Национального холдинга «КазАгро» и отчётов о его исполнении; введения парламентского мониторинга использования государственных средств, выделенных на развитие сельского хозяйства;

• достичь повышения производительности труда в сельском хозяйстве в 4 раза;

• обеспечить передачу земель сельскохозяйственного назначения исключительно гражданам Казахстана, занятым в ведении сельского хозяйства с приоритетом жителей села;

• принять меры по изъятию и возвращению в сельскохозяйственный оборот нерационально используемых земель;

• предоставить жителям сельских населенных пунктов долгосрочных льготных кредитов на ведение сельскохозяйственной деятельности, в том числе для приобретения земли, скота, современной сельхозтехники и оборудования, семян, удобрений и т.д.;

• обеспечить местные хозяйства поливной водой, включая реконструкцию действующих и строительство новых сооружений водоснабжения;

• увеличить государственные субсидии в сельское хозяйство с предоставлением данных бюджетных средств непосредственно фермерам и крестьянам;

• установить стабильные и приемлемые цены на горюче-смазочные материалы для сельхозпроизводителей;

• увеличить объем государственных закупок основных видов сельхозпродукции по справедливым ценам;

• создать необходимые условия для развития системы потребительской кооперации в сельской местности.

Улучшение бизнес-среды и поддержка предпринимательства

Партия «Ак жол» выступает твердым сторонником построения в Казахстане конкурентоспособной и рыночной экономики, всемерной поддержки частного, прежде всего, малого и среднего бизнеса. Нереально каждого казахстанца сделать нефтяником или банкиром. Но массовый малый и средний бизнес способен выступить эффективным каналом перераспределения доходов крупных корпораций через систему экономических взаимоотношений, приобщить каждую казахстанскую семью к глобальному успеху национальной экономики.  Для успешной реализации этих стратегических задач, необходимо реализовать следующий комплекс мер:

● добиться успешной реализации проектов Программы форсированного индустриально-инновационного развития, эффективности вложенных в нее государственных средств и действительной работы запускаемых предприятий;

● ввести обязательную инновационную составляющую в проектах ПФИИР, соответствующую критериям наукоемкости, технологичности, экологичности и энергосбережения.

● обеспечить эффективное использование транзитного потенциала Казахстана, экономических преимуществ проекта Западная Европа-Западный Китай;

● обеспечить эффективность реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020», деятельности всех её звеньев и доведение выделенных средств до конкретных предприятий;

● ввести парламентский мониторинг деятельности национальных институтов развития по поддержке частного бизнеса, обеспечить эффективность использования ими государственных средств, выделенных на развитие предпринимательства;

● провести демонополизацию ряда секторов естественных монополий с целью усиления конкуренции и снижения цен для потребителей;

В целях стимулирования деловой активности частного предпринимательства и расширения его возможностей в процессе развития экономики и социальной сферы необходимо:

· создать условия, стимулирующие переток частного бизнеса из торгово-посреднической сферы в реальный сектор экономики, в этих целях добиться реальных преференций для средних предприятий перерабатывающей промышленности;

· обеспечить продовольственную и потребительскую безопасность, направить усилия на поддержку пищевой отрасли и производство качественного продовольствия и товаров народного потребления по национальным и межгосударственным стандартам;

· освободить малый и средний бизнес от уплаты НДС и КПН в течение трех лет с момента создания предприятия;

·  упростить процедуры налогового администрирования и отчетности;

· отменить штрафы по налоговой отчетности для частных предпринимателей, если допущенные ими в рамках этой отчетности нарушения не наносят прямого ущерба государственному бюджету;

· отказаться от применения ареста счетов, остановки расходных операций коммерческих структур;

· сократить срок исковой давности по налоговой отчетности и налоговые проверки за прошедшие периоды - с пяти до трех лет;

· ужесточить уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершаемое должностным лицом с использованием служебного положения;

· ввести дифференцированные пониженные ставки НДС для приоритетных отраслей (сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, машиностроения);

· провести практическую демонополизацию ряда секторов естественных монополий с целью усиления конкуренции и снижения цен для потребителей соответствующих товаров и услуг;

· сократить вмешательство квазигосударственного сектора в экономику, ликвидировать или приватизировать нерентабельные предприятия с государственным участием в конкурентных секторах экономики, провести разгосударствление 70% предприятий с государственным участием;

· совершенствовать систему государственных закупок, включая обеспечение максимальной прозрачности соответствующих процедур и обращения государственных органов непосредственно к производителям определенных товаров и услуг;

· разработать и внедрить методику анализа регуляторного воздействия (АРВ) для разработки и принятия новых нормативных правовых актов;

· обеспечить приоритет отечественных производителей на внутреннем рынке, в том числе в системе закупок национальных компаний, и недопущение недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний.

· довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 60 %.

Важной опорой экономического развития и поддержки малого и среднего бизнеса должна стать политика ресурсного национализма. Использование природных ресурсов и недр должно служитьпрежде всего интересам народа Казахстана. Партия «Ак жол» поддерживает привлечение инвестиций и создание комфортных условий для инвесторов, включая стабильность контрактов.

В то же время, в деятельности иностранных недропользователей считаем необходимым обеспечить не менее 50%-ной доли казахстанского содержания. Кроме того, по норвежскому опыту нужно перейти к практике, когда крупные инвесторы, работающие в сфере недропользования, передают казахстанским (либо совместным) предприятиям технологии и производство используемого оборудования и его комплектующих; а также обязуются закупать такое оборудование, заказывать услуги казахстанских сервисных компаний, приобретать отечественные продукты питания, спецодежду и т.д. Тем самым, использование природных ресурсов будет способно потянуть за собой развитие малого и среднего бизнеса в смежных секторах экономики.

В этой связи партия «Ак жол» будет добиваться скорейшего принятия и практической реализации законов «Об офсетной политике» и «О закупках в деятельности национальных компаний, предприятий с государственным участием и крупных недропользователей».

Считаем необходимым особо подчеркнуть, что ДПК «Ак жол» поддерживает добросовестный, производительный и прогрессивный бизнес, но нетерпима к недобросовестным дельцам, попирающим принципы справедливости, интересы общества, государства и честной конкуренции.

Конечной целью серьёзного бизнеса не может быть просто обогащение владельцев. Помимо извлечения коммерческой прибыли, бизнес должен быть направлен на улучшение уровня и качества жизни всего общества, и, в конечном счёте – на сокращение разрыва между богатыми и бедными.

 

Обеспечение верховенства закона и прав личности

Для полноценного и эффективного обеспечения соблюдения и защиты конституционных прав и свобод граждан республики и верховенства закона необходимо принятие комплекса мер, направленных на совершенствование соответствующих правовых и организационно-технических механизмов, развитие независимого и справедливого правосудия, усиление парламентского и общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов, усиление противодействия коррупции во всех сферах жизнедеятельности казахстанского общества и государства.

1. В целях обеспечения государством равенства всех граждан перед законом, независимо от их социального, должностного и иного положения, партия "Ак жол" предлагает:

· обеспечить всестороннюю и последовательную реализацию мер, предусмотренных Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года;

· привести действующее законодательство Республики Казахстан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах;

· выявить и устранить все противоречия между законодательными актами и ведомственными документами, регулирующими вопросы соблюдения конституционных прав и свобод граждан;

· увеличить правовые способы и механизмы защиты частной жизни и персональных данных граждан, включая внесение соответствующих положений в административное законодательство;

· расширить формы и механизмы правового просвещения населения страны;

· обеспечить практическую, а не декларативную, реализацию принципа презумпции невиновности; прозрачного, неподкупного и справедливого суда, защиту прав граждан в ходе досудебных мероприятий, судебного процесса а также в местах лишения свободы;

· добиться как минимум двукратного сокращения числа приговоров, связанных с лишением свободы, за счёт переноса основных наказаний в экономическую плоскость;

· кардинально повысить исполнение судебных решений, прежде всего по хозяйственным и гражданским спорам;

· обеспечить полную компенсацию пострадавшим нанесённого ущерба как за счёт виновной стороны, так и за счёт специального компенсационного фонда.

2. В целях реализации и защиты права частной собственности считаем необходимым:

· принять закон «О частной собственности в Республике Казахстан», призванный обеспечить серьезные государственные гарантии неприкосновенности имущества и иных объектов собственности граждан и негосударственных юридических лиц, включая право на зищиту частной собственности.

·установить в гражданском законодательстве Республики Казахстан принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением права собственности, толкуются в пользу собственника;

· дополнить Гражданский кодекс Республики Казахстан положением, содержащим все допустимые способы защиты и самозащиты права собственности от незаконных посягательств и рейдерских захватов;

· четко определить и конкретизировать в действующем законодательстве понятия «государственные нужды» и «исключительные случаи» относительно принудительного отчуждения у граждан их имущества с учетом норм Конституции Республики Казахстан и международным обязательствам Казахстана в сфере прав и свобод человека;

· унифицировать порядок определения суммы возмещения гражданам государством в случаях принудительного отчуждения у них имущества для государственных нужд.

3. В целях гуманизации уголовной политики и уголовного законодательства республики полагаем целесообразным:

· отказаться от смертной казни как высшей меры уголовного наказания с заменой ее на пожизненное заключение; вопрос о применении смертной казни в исключительныхслучаях и по особым обстоятельствам должен быть решён путём широкого общественногообсуждения проблемы; 

· обеспечить декриминализацию ряда правонарушений, не связанных с умышленной угрозой жизни и здоровью граждан;

· обеспечить соблюдение принципа презумпции невиновности в уголовном процессе;

· обеспечить всесторонность, полноту и объективность в процессе дознания, следствия и судебного разбирательства по уголовным делам;

· установить применение к гражданам, подозреваемым в совершении уголовных преступлений, меры пресечения в виде ареста исключительно в соответствие со степенью тяжести соответствующих преступлений;

· сформировать с участием представителей общественности национальный превентивный механизм, направленный на предотвращение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

· создать организационно-правовые условия для расширения практики применения судами альтернативных лишению свободы видов уголовного наказания, включая общественные работы и возмещение материального ущерба;

· расширить условия и механизмы предоставления гражданам, осужденным к лишению свободы, защиту их жизни и здоровья, права на сообщение родственникам о своем состоянии, своевременной медицинской помощи, квалифицирован­ной юридической помощи;

· обеспечить прозрачность деятельности уголовно-исполнительной системы, включая общественный контроль со стороны правозащитных, иных заинтересованных общественных организаций и СМИ в отношении изоляторов временного содержания и исправительных учреждений;

· добиться реализации и иных основополагающих прав личности, гарантированных Конституцией Республики Казахстан.

 

Борьба с коррупцией и теневой экономикой

Коррупция выступает формой незаконного дополнительного налога на бизнес и граждан, а своими преступными и неадекватными доходами она дискредитирует честный труд простых людей и рядовых предпринимателей.

В целях формирования в обществе атмосферы неприятия и нетерпимости по отношению к коррупции и усиления противодействия любым ее проявлениям, партия "Ак жол" требует:

· ввести всеобщее декларирование доходов и расходов граждан, обеспечив его прозрачный и небюрократический характер;

· ввести практику проведения фракциями политических партий в Мажилисе Парламента антикоррупционной экспертизы проектов законов, разрабатываемых исполнительными органами, до их внесения в Парламент;

· обеспечить повышение уровня максимальной прозрачности работы всех государственных органов, организаций и их должностных лиц, включая установление веб-камер в наиболее важных госорганах (залах судебных заседаний, таможенных переходах, залах тендерных комиссий, рабочих групп Парламента и т.д.) с прямой трансляцией их работы через Интернет;

· кардинально реформировать систему государственных закупок, включая обеспечение максимальной прозрачности соответствующих процедур, регулирование законодательством о госзакупках деятельности всех государственных органов, национальных компаний и иных структур с государственным участием, их обращение непосредственно к производителям определенных товаров и услуг, а не к посредникам;

· провести де-оффшоризацию национальной экономики; создать законодательные препятствия для вывода за рубеж финансовых средств, полученных незаконным путем;

· ввести запрет на владение персональными банковскими счетами в оффшорных зонах для членов правительства и руководителей национальных компаний;

· расширить механизмы сотрудничества правоохранительных органов Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья в процессе борьбы с коррупцией и привлечением к ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения;

· активизировать политику присоединения Казахстана к важным международно-правовым актам в сфере борьбы с коррупцией с последующей полноценной имплементацией соответствующих международных норм в антикоррупционное законодательство республики;

· обеспечить прозрачность деятельности госорганов для общественности и НПО.

 

 

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

НАРОДА КАЗАХСТАНА

Преемственность духовно-культурного опыта поколений является одной из главных основ укрепления государственной независимости Казахстана. Осмысление национальной истории, своих истоков, самобытности и специфики призвано послужить духовной и идейной консолидации общества.

Партия «Ак жол» считает необходимым:

● обеспечить сохранение и приумножение национального наследия всех этносов Казахстана, равноправное развитие всех языков и национальных культур, единства и согласия многонационального народа Казахстане. В нашей стране нет «пришлых» или «гостевых» народов, представители всех национальностей являются полноправными гражданами нашей единой Родины;

● преодолеть принцип «остаточного» финансирования духовной сферы, на 50% увеличить бюджетные расходы на развитие культуры, искусства, народного творчества;

● увеличить содержание произведений казахстанских авторов в репертуарах культурно-массовых мероприятий;

● гарантировать эффективное использование и практическую результативность государственных средств, выделенных на развитие государственного и других языков;

● проводить воспитание молодого поколения в духе уважения к национальной истории Казахстана, казахскому языку и казахской культуре, равно как и к истории, культуре и языкам других этносов, включая русский, украинский, узбекский, немецкий, корейский и десятки других;

● активизировать работу по включению природно-культурных объектов Казахстана в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (Шелковый путь, археологические объекты оазиса Отырар, культурный ландшафт Улытау, Аксу-Жабагылы, Северный Тянь-Шань и т.д.);

● обеспечить полное преодоление и восполнение казахским народом духовных потерь и издержек, вызванных обрушившимися на него в XX трагедиями репрессий, массового голода, вымирания целых районов и вынужденного бегства с родины многих соотечественников, критической угрозы утраты родного языка и культуры, для чего:

● добиться полной реализации программы «Мәнгілік ел», предусматривающей укрепление независимости Казахстана и возрождение духовного богатства нашего народа;

● увеличить число учащихся общеобразовательных школ с казахским языком обучения на 30% к 2020 году;

● повысить статус и расширить сферу применения казахского языка, прежде всего в экономике и бизнесе, включая иностранные компании; предусмотреть соответствующие нормы в законе «О государственном языке РК» как меры, позволяющей достичь стратегической цели знания и использования 95% казахстанцев государственного языка к 2025 году;

● содействовать переводу казахского языка на латинский алфавит;

● провести модернизацию казахского языка, окончательно решив вопрос о переводе на казахский язык устоявшихся международных и иностранных слов и терминов;

● увеличить удельный вес документов на казахском языке в государственных органах до 80% к 2020 году;

● увеличить объем теле-, радиопрограмм по теле-, радиоканалам, независимо от форм их собственности, на государственном языке по времени до 70% к 2020 году;

● увеличить финансирование производства национальных фильмов на 50% и перевода иностранных фильмов на казахский язык для показа в кинотеатрах;

· принять программу изучения и популяризации, в том числе среди русскоязычной аудитории, идейных воззрений деятелей движения «Алаш» и их востребованности в XXI веке, особенно в части социальной, политической и экономической модернизации казахстанского общества по европейскому пути;

● усилить миграционную политику по возвращению соотечественников на историческую родину, обеспечив при этом сбалансированный подход стимулирования расселения в соответствии с потребностями экономики, характером размещения производительных сил и Программой индустриализации;

● законодательно закрепить предоставление гражданства Республики Казахстан после сдачи экзамена на знание государственного языка, Конституции РК и истории Казахстана.

● поддерживать традиционные религии народов Казахстана (прежде всего ислам и христианство), защищать духовную сферу общества от влияния чуждых сект и течений, противодействовать призывам к экстремизму и терроризму на религиозной, этнической и любой другой основе.

 

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Деятельность в сфере внешней политики и обеспечения национальной безопасности Казахстана должна проводиться на основе учета национальных интересов страны, создания действенных механизмов их продвижения и защиты, укрепления суверенитета, независимости и территориальной целостности республики.

1. В сфере внешней политики необходимо:

· обеспечить создание благоприятных внешнеполитических условий для развития республики, а также развитие отношений с внешнеполитическими партнерами на основе равноправия, доверия, взаимоуважения, взаимопонимания, открытости, добрососедства, взаимовыгодного партнерства и дипломатической корректности в отношении друг к другу;

· осуществлять участие Казахстана в любых интеграционных процессах исключительно в рамках экономического сотрудничества и в соответствии с интересами национальной Независимости;

· решительно усилить позиции  Казахстана по отстаиванию интересов отечественного бизнеса в переговорном процессе со странами-партнерами;

· обеспечить политику протекционизма и поддержки казахстанской продукции на рынках стран-партнеров по ТС-ЕАЭС;

· не допустить создание в указанных интеграционных образованиях наднациональных органов, претендующих на выполнение политических полномочий в отношении стран-участниц;

· помимо взаимодействия с партнёрами по евразийским процессам, обеспечить баланс внешнеэкономических и внешнеполитических интересов Казахстана через поступательное развитие сотрудничества с Китаем, Европейским союзом, США и исламским миром;

· обеспечить вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) на условиях следования национальным интересам;

· в рамках участия Казахстана в ВТО, обеспечить населению доступ к лучшим товарам и услугам по доступным ценам; приобщить страну к передовым стандартам качества жизни;

· добиваться незамедлительного прекращения участия (членства) Казахстана в любых интеграционных образованиях и международных организациях, если это участие (членство) будет сопряжено с ущемлением Независимости страны и национальных интересов народа Казахстана;

· создать в рамках деятельности Министерства иностранных дел эффективные механизмы защиты прав граждан Казахстана за рубежом.

 

2. В сфере обеспечения национальной безопасности необходимо:

· расширение международного сотрудничества в интересах укрепления обороноспособности республики, противодействия терроризму, экстремизму, транснациональной преступности, нелегальной миграции, наркобизнесу и другим угрозам национальной безопасности;

·  принятие комплекса мер, направленных на повышение и укрепление боеспособности Вооруженных сил республики, включая расширение и совершенствование боевой подготовки личного состава;

· обеспечение целевого и эффективного использования средств, выделяемых на финансирование Вооруженных сил, специальных служб и правоохранительных органов страны;

· предупреждение проявлений терроризма и экстремизма путем снятия их социальных предпосылок в виде актуальных проблем безработицы, несправедливости, отсутствия жилья и личных перспектив молодёжи; а также проведения широкой профилактической работы с представителями различных слоев и групп населения республики;

· усиление уголовной ответственности за правонарушения экстремистского характера, ведение соответствующей пропаганды и вовлечение граждан, особенно молодежь, в данную деятельность.

Соответствующая деятельность государства и его уполномоченных органов должна способствовать уверенности казахстанцев в способности государства защитить их от всевозможных внутренних и внешних угроз.

 

СТРАТЕГИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ОППОНИРОВАНИЯ

Партия «Ак жол» исходит из того, что стержнем политических дискуссий на новом этапе развития Казахстана станет поддержание общественно-политического баланса в условиях обозначенных проблем, противоречий и вызовов.

В этих дискуссиях  ДПК «Ак жол» будет стремиться к тому, чтобы позиция и интересы формирующегося казахстанского среднего класса были услышаны и учитывались при принятии решений всеми политическими силами страны.

Демократическая партия «Ак жол» будет решительно противостоять необоснованным ограничениям и ущемлениям прав и свобод граждан, любым проявлениям нетерпимости, беззакония, коррупции и экстремизма в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, действиям, способствующим подрыву стабильности и безопасности республики, ее престижа в международном сообществе.

Как показала жизнь, партия «Ак жол», даже находясь в меньшинстве, способна   отстаивать национальные интересы, права предпринимателей и человеческое достоинство простых людей в споре с политическими оппонентами, партией власти и нерадивыми чиновниками. При этом, политическое оппонирование наша партия  осуществляет на основе законов, в целях объединения всех здравомыслящих граждан и укрепления демократического конституционного строя.

Партия «Ак жол» и в дальнейшем намерена активно участвовать в процессе принятия и осуществления важных политических решений и влиять на данный процесс на всех уровнях, в интересах реализации своих программных целей в любых законных формах.

Соответствующую деятельность, включая возможное участие во власти, партия рассматривает не как самоцель, а как средство своего эффективного служения своей стране и своему народу.

*  *  *

Демократическая партия «Ак жол» представляет обществу обновленную политическую программу. Программу, нацеленную на сохранение высокой динамики политического и социально-экономического развития Республики Казахстан.

Вызовы, стоящие перед страной, требуют консолидации всех конструктивных политических сил, всех неравнодушных граждан.

Партия обращается к старшему поколению, опыт и профессионализм которого как никогда востребован в созидании Казахстана ХХI века!

Партия подчеркивает свое единение с наиболее инициативной и активной частью общества. С людьми, определяющими контуры будущего Казахстана в бизнесе, политике, науке и культуре!

Партия обращается к молодежи, которой в самом скором будущем предстоит внести свой вклад в развитие страны!

Программа, которую представляет партия, это программа реалистов. Людей, знающих действительное положение дел, понимающих риски и возможности для страны, и действующих во благо и процветание Казахстана!