Программа Алаш

ПРОГРАММА

Демократической партии Казахстана «Ак жол»

по изучению и популяризации идейных взглядов деятелей движения «Алаш»

на 2015-2020 годы

 

Цель и необходимость принятия Программы

За годы независимости Казахстан стал прогрессивным государством с серьезным авторитетом и большими возможностями. Построена устойчивая рыночная экономика, сформированы действенные государственные институты, развивается гражданское общество. Выросло новое поколение казахстанцев, сделавших свои первые уверенные шаги в независимой стране. С целью экономических преобразований, уменьшения ее зависимости от экспорта сырьевых ресурсов, увеличения доли отечественного производства и развития высоких технологий принимаются и реализуются государственные программы. Социальная политика направлена на улучшение жизни граждан и раскрытие их потенциала. Народ получил возможность для дальнейшего развития своих духовных ценностей, языка и культуры. Нынешняя ситуация политической стабильности, межэтнического согласия способствует позитивным изменениям в обществе. Благодаря выгодному географическому положению на стыке Европы и Азии, правильной внешнеполитической ориентации в условиях глобализации, Казахстан занял свое достойное место в мире.

Президент РК Н.А.Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2050» объявил новое политическое направление для дальнейшего развития страны. Идея «Мәңгілік ел» была оставлена нам в наследство предками–тюрками в Манифесте «Мәнгілік ел» в бессмертных словах: «түнде ұйықтамай, күндіз отырмай, қара терін төгіп, қызыл қанын ағызып» («ночью не смыкал глаз, днем не сидел сложа руки, проливая черный пот и алую кровь»); а также в гимне деятелей «Алаша» в начале XX века в строках: «Енді Алашты ешкімнің Қорлығына бермейміз, «Алаш» туы астында Күн сөнгенше сөнбейміз!» («Теперь никто не лишит нас «Алаша», пока светит солнце – будем жить под знаменем «Алаша»). И сегодня эта обновленная идея, получив новое звучание, стала фундаментом национальной государственности во имя будущего страны. 

В одном из первых номеров первой общенациональной газеты «Казак» (1913 г.) лидер национально-освободительного движения «Алаш», председатель правительства Алашорды А.Н.Бокейхан писал: «Өзінің тарихын жоғалтқан жұрт, өзінің тарихын ұмытқан ел – қайда жүріп, қайда тұрғандығын, не істеп не қойғандығын білмейді, келешекте басына қандай күн туатынына көзі жетпейді» («народ, потерявший свою историю, не может прогнозировать свое будущее»), а другой лидер «Алаша», великий просветитель Ахмет Байтурсынов говорил: «Бүгінгі қоғам кешегі күннің бауырынан туады» («Сегодняшнее общество рождается из вчерашнего дня»). Выступая у подножья священной для всех казахов горы Улытау, Елбасы подчеркнул: «Тарихын білмеген ұлттың болашағы бұлыңғыр» («У народа, который не знает свою историю, будущее – туманно»), тем самым выразив свою позицию по отношению к национальной истории. Чуть позднее он обратился с инициативой празднования в 2015 году 550-летия создания Казахского ханства, план мероприятий которого уже утвержден Правительством. Это мероприятие предполагает погружение ученых, а также всех, интересующихся истоками казахской государственности, в новый анализ исторических источников.

Нынешняя Республика Казахстан - историческое продолжение Казахского ханства, берущее начало с XV века. Это свидетельство реализации цели алашской интеллигенции, продолживших великие дела своих предков и посвятивших свою жизнь возрождению государственности. В 2017 году планируется празднование 100-летия движения «Алаш», а годом раньше - в 2016 году - 150-летие со дня рождения лидера этого движения Алихана Бокейхана.

Деятельность движения «Алаш», его позиция и программа сыграли судьбоносную роль в формировании казахской государственности. Мы приходим к пониманию того, что «Алаш» - идея государственности той эпохи, что движение «Алаш» было для своего времени прогрессивным явлением, нацеленным на принятие европейских ценностей при сохранении ментальных особенностей. Само понятие «Алаш» начинает становиться синонимом этнонима «казах» в виде национальной ценности, как это было в прежние времена, когда народным девизом было: «Керегеміз – ағаш, ұранымыз - Алаш» («Остов юрты – дерево, лозунг - Алаш»).    

То, что в начале XX века лидер движения Алихан Бокейхан и его сподвижники дали имя «Алаш» и своей партии, и правительству (Национальному Совету) – яркий показатель того, что они были справедливы к истории и пошли той дорогой, которая была наиболее приемлемой для того периода и, как оказалось - наиболее верной в определении направления будущего движения.

В истории любого народа на каком-то этапе идеи гуманизма выходят на первый план, определяя эпоху возрождения нации. В Европе это время назвали «Ренессансом», рассматривали как объект исследования в качестве специального раздела и в гражданской истории, и в истории литературы, искусства, культуры. Если в годы жизни Абая «каждый был сам себе бием», то в период «Алаша» казахи объединились, более того, поверив в свободу, они объединили и идеи, и движения. В основе всего этого лежало великое сострадание к своему Отечеству, народу и потомкам. Гуманизм алашских деятелей - это сердцевина их деятельности. Идея «Алаша» о национальном возрождении приобретает «ренессанский облик». Труды деятелей «Алаша», засиявших звездами на казахском небосклоне, их пройденный путь можно приравнять к настоящему подвигу, так как будущее и вечность своего народа были для них самой главной ценностью.

Демократическая партия Казахстана «Ак жол» рассматривает как исторически важные события две предстоящие даты: год Алихана Бокейхана в 2016 году, и год Алаша – в 2017 году и считает необходимым отметить их на государственном уровне. Празднование 550-летия Казахского ханства в 2015 году ознакомит мир с казахским народом и его национальной историей. Уверены, что это поднимет уровень патриотического сознания, поэтому его следует рассматривать как год подготовки к не менее значимым событиям, определяющим следующие этапы казахской истории - год Алихана Бокейхана и год «Алаша».

Увязывая национальные интересы с лучшими достижениями мировой цивилизации, партия «Ак жол» позиционирует себя последователем национально-освободительного движения «Алаш», которая ставила перед собой цель обновления казахского общества по европейскому пути. Об этом партия заявила в своей предвыборной программе, этой же позиции партия «Ак жол» придерживается и в стенах Парламента. Базовые ценности «Алаша» (национальный суверенитет, либерализм, демократия, права и свободы личности, эффективная рыночная экономика, равенство в правах этносов и религий) должны служить созданию необходимых условий для достижения основных целей, указанных в Программе партии: свободного развития каждого гражданина, соблюдения его прав и свобод, постоянного повышения уровня и качества жизни всех казахстанцев, а в конечном итоге - для достижения экономического, социального и политического процветания казахстанского общества и государства.  

Мы должны быть до конца верны алашским заветам, создавая общественное мнение о том, что реализация идей «Алаша» ведет к укреплению нашей независимости. Для нас это не просто теория, а прежде всего - практическая проблема, направленная на обновление общества и служение интересам народа. Подходы деятелей «Алаша» на вопросы государственного строительства, социально-экономического, политико-правового развития, их взгляды на демократические и национально-культурные ценности не потеряли своей актуальности сегодня, и будут востребованы в будущем. Путь «Алаша» дает нам уверенность, что идея «Мәңгілік ел» обязательно будет реализована. Нельзя измерять алашское миропонимание как отживший реликт - это будет осквернением их памяти и духа.

В этой связи, Демократической партией Казахстана «Ак жол» принимается среднесрочная (на период с 2015 по 2020 годы) Программа изучения, распространения и пропаганды идейных взглядов деятелей движения среди широких слоев населения, в том числе - в русскоязычной аудитории. Программа разработана с учетом предложений ученых – алашеведов ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Наследие «Алаша» очень емкое, поэтому программа разделена на три направления с соответствующими задачами и путями их практической реализации.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ  

 

1. Преемственность идей движения «Алаш» в государственном строительстве, демократических ценностях, выборе европейского вектора развития современного Казахстана.

Государственность - главная ценность для любой нации. Как отмечал Алихан Бокейхан, «народ без государственности – сирота». Сердцевина идеи «Алаша» – государственная самостоятельность. Её лидеры ставили перед собой ясную цель: адаптировать казахское общество к реальным условиям эпохи на основе постепенного и осмысленного приближения к лучшим достижениям европейской цивилизации. Как писал известный историк Манаш Қозыбаев, «в ХХ веке начался новый этап национально-освободительного движения. Его участниками было поколение во главе с реформаторами (Әлихан Бокейхан, Ахмет Байтұрсынов, Міржақып Дулатов, Мұстафа Шоқай), которые шли с лозунгом «Оян, қазақ» («Проснись қазақ») и мечтали о модернизации и европейском пути развития казахского народа в составе демократической России» («Егемен Қазақстан», 6 декабря 1996 г.).

Важны и взгляды деятелей «Алаша», объявивших Туркестанскую автономию. Они рассматривали в качестве примера восточное, японское направление (Мұстафа Шоқай). Если иметь в виду, что Япония пошла именно по европейскому пути развития с национальной спецификой, то подходы, как выясняется, не так уж и отличались.

Партия «Ак жол» так же считает, что одним из приоритетных направлений внешней политики независимого Казахстана должно быть сотрудничество с Европейским союзом. В настоящее время отношения Казахстана с развитыми странами Европы находятся на очень высоком уровне. Европейские государства, с учетом их уровня технологического развития, являются нашими главными экономическими партнерами в реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития. Для Казахстана, находящегося между крупнейшими Китаем и Россией, очень важно, чтобы Евросоюз продолжал оставаться главным торговым и инвестиционным партнером. Поэтому необходима соответствующая работа по либерализации визового режима.

Вместе с тем особую значимость приобретает еще одно важное направление – культурное, духовное, политическое и экономическое сотрудничество между тюркоязычными государствами. Деятели «Алаша» мечтали о единстве и целостности тюркских народов, имеющих общее происхождение, язык и историю. Надо работать в этом направлении, чтобы занять достойное место в мире, быть готовыми ответить на вызовы эпохи глобализации. Надо восстановить не только общую историю и происхождение, но и уходящую культуру, и тогда, как мечтал Магжан, «проснется дух великого тюрка». Партия «Ак жол» считает, что Казахстан, являющейся землей предков для всего тюркского мира, должен приложить усилия для исполнения этой благородной мечты. Партия выступает за то, чтобы и далее наше государство стояло во главе всех начинаний, связанных с разработкой стратегии долгосрочного сотрудничества между тюркоязычными народами.

Важно, чтобы во время испытаний народ сохранял свою монолитность. В первую очередь, для этого необходимо, чтобы были едины сами казахи и едины народы, консолидировавшиеся вокруг нациообразующегося казахского народа. Признак любого светского народа – отказ от деления людей по национальности, религиозной, языковой принадлежности, отказ от политики унижения представителей других этносов. Величие лидеров «Алаша» состоит в том, что в те трудные времена они сумели избежать как классового антагонизма, так и националистического изоляционизма. Они искали решений проблем казахов без единой нотки национализма. На съезде, избравшем правительство Алашорды, была заявлена идея национального объединения казахского народа, не ущемляющая, а защищающая права представителей национальных меньшинств. О многом говорит уже тот факт, что 10 из 25 мест утвержденного состава Временного национального совета Алашорды, было отдано русским и представителям других национальностей, проживавшим среди казахов. А ведь до недавнего времени «алашординцев» рассматривали только лишь в националистической краске, поэтому и понятие «Алаш» связывали лишь с движением крайних националистов. Необходимо приложить немало усилий для того, чтобы избавиться от подходов того периода, когда целью было - уничтожение идеи «Алаша». В Казахстане, получившем свою независимость на обломках СССР, все еще встречаются поверхностные взгляды на национальный вопрос.

Партия «Ак жол» поддерживает инициативу Главы государства по рассмотрению возможности переименования Казахстана на «Қазақ елі». В цивилизованном мире название гражданства и гражданская идентичность – неразрывные понятия. Гражданин Казахстана не «казахстанец», а казах. Сейчас уже 65% населения Казахстана составляют казахи. Согласно нормам международного права при превалировании процентного соотношения коренного этноса над другим выше 67% - государство должно быть признано национальным. С этой точки зрения, Казахстан – не многонациональное государство, а государство, где проживают диаспоры различных этносов, где государствообразующий и системообразующий казахский народ составляет абсолютное большинство и на международном уровне его надо показывать как национальное государство. Представители всех других этносов должны быть заинтересованными в этом. Мы должны использовать Алашскую идею не для разъединения казахстанцев, а в целях их объединения. Как говорил Алихан Бокейхан, «единственная дорога, ведущая к свободе – это национальная солидарность», и «народ, потерявший единство, рассыпется».

Нам необходимо использовать опыт общественно-политической деятельности «алашординцев». В программе партии «Алаш» президентская власть трактуется следующим образом: «Во главе правительства – стоит Курултай, а между ними – Президент, избранный собранием Курултая и Государственной Думой на определенное количество лет». Если принять во внимание, что в начале ХХ века было мало государств с президентской формой правления, то очевидно, что алашские деятели в вопросах строительства государства создали четкие предпосылки для создания правовой страны.Партия считает, что настало время поэтапного проведения политического обновления казахстанского общества и дальнейшей политической трансформации Казахстана. Путем конституционных реформ надо перейти от президентской республики к президентско-парламентской. При создании независимого государства, президентская власть решила, в целом, наиболее важные и актуальные задачи. Для Казахстана, приверженного демократическим ценностям, наступило время поэтапного перехода к следующей политический системе: «сильный Президент – влиятельный парламент - подотчетное правительство». Необходимые условия для перехода к подобной модели государственного управления как сильный лидер, развитое гражданское общество и развивающийся партийный сегмент – в нашей стране присутствуют. Еще в то время лидеры «Алаша» поднимали вопросы местного самоуправления. Они обращали самое пристальное внимание на такие важные функции местной власти, как образование, здравоохранение и хозяйственная деятельность, а также возможность решения ими на местах местных экономических проблем.

Поднимая важные проблемы и передовые идеи, составляющие основу государства – демократические свободы и защиты прав человека, деятели «Алаша» затрагивали вопросы, которые весьма актуальны и сегодня. Среди них: равенство прав граждан вне зависимости от национальный, религиозной, языковой, расовой, половой принадлежности, свобода слова и печати, свобода создания политических партий, общественных объединений и обществ, запрет госорганам незаконно задерживать кого-либо. В настоящее время только сильные государства с развитой системой права, могут гарантировать реальную защиту гражданских прав и свобод. Мы будем добиваться уважения личного достоинства, прав и законных интересов каждого казахстанца со стороны всех государственных органов и их руководителей любого уровня. Партия «Ак жол» придерживается принципов программы партии «Алаш», созданной в начале ХХ века передовой казахской интеллигенцией во главе с Алиханом Бокейханом, в которой есть такие слова: «Әділдікке жақ болу, нашарларға жолдас, жебірлерге жау болу» («Быть на стороне справедливости, поддерживать бедных, быть врагом взяточников»). Мы всегда будем выступать против беззакония, коррупции, вседозволенности и беспредела. Насколько важно сохранение территориальной целостности для страны, добившейся своей независимости, настолько актуально для нас и экономическое обновление с целью защиты природных богатств и общественной собственности.

Деятелями «Алаша» была проведена огромная политическая, законотворческая и научная работа по отстаиванию казахских земель, укреплению казахской автономной государственности, экономики, созданию постоянной армии, а также формированию основ национальной культуры и языка. На основе исторических источников они сумели обосновать границы республики и обеспечить ее защиту, определили общее направление развития страны и т.д.  Нет сомнения, что в эпоху глобализации эти идеи и начинания  являются неоспоримой ценностью.

 

2. Актуальность экономических воззрений и проблем социальной модернизации общества в работах лидеров движения «Алаш» и развитие этих идей современном Казахстане

Высокий интелектуально-политический уровень программы партии «Алаш», правительства Алашорды, созданного этой партией, позволяет взглянуть на проблемы с высоты сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями завтрашних свершений. Партия «Алаш», которая не уступала ни одной другой авторитетной политической партии того времени, стремилась, во-первых, закрепить наличие единой и неделимой территории казахского народа, свободной от колониальной зависимости. Во-вторых, важнейшей задачей ставилось повышение качественного уровня жизни казахского народа. Первую задачу алашординцы решили, несмотря на кратковременность, создав современное казахское правительство Алашорды как давнюю и заветную мечту казахов об идее самоуправления. Для реализации второй задачи лидеры Алашорды предприняли ряд позитивных реформ в стране. Деятели «Алаша» осознавали, что для стабильного и успешного развития государства крайне важно создание эффективной экономики. Они рассматривали развитие экономики как один из важнейших национальных приоритетов. Председатель правительства Алашорды Алихан Бокейхан говорил, что «шерсть барана должна стать одеждой казаху, а железо - стать пуговицей», и даже в те времена призывал к предпринимательству, развитию национального бизнеса. Образованная элита «Алаша» выступила против того, чтобы оставаться только сырьевой базой, призывая к переработке сырья на казахской земле. Этим они обосновывали необходимость строительства железных дорог, заводов и фабрик. Их подходы полностью совпадают с нынешней политикой сокращения сырьевой направленности, увеличения промышленной переработки, развития индустрии. Лидеры «Алаша» считали, что развитие национального производства должно идти естественным путем, они стремились осуществить производственные отношения через кооперацию на справедливой и прозрачной основе. При этом они подчеркивали необходимость равенства и защиты прав всех субьектов.

Они говорили и о необходимости формирования сильного агропромышленного государства. Для этого, по их мнению, нужно, в первую очередь, поднять сельскохозяйственную отрасль через развитие традиционного животноводства и земледелия. Страна, которая сегодня по территории занимает 9 место в мире, имеет все возможности для того, чтобы увеличить объемы производства сельхозпродукции в несколько раз. С этой целью необходимо сельское хозяйство перевести на индустриально-инновационные технологии. «Алашординцы» четко заявляли, что хозяевами земли, прежде всего, являются казахи, считали, что богатствами на земле и под землей должны распоряжаться именно казахи и эту проблему они обозначили в следующем емком тезисе - «это проблема жизни и смерти казахов». Они не рассматривали вопросы земли, частной собственности, предпринимательства в отрыве от экономики страны, более того, считали, что перечисленное является основой экономического развития страны.

Являясь последователем движения «Алаш», партия «Ак жол» всегда выступала твердым сторонником построения в Казахстане конкурентоспособной и рыночной экономики, всемерной поддержки частного, прежде всего - малого и среднего бизнеса. В качестве основных шагов партия предложила комплекс мер действенной поддержки малого и среднего бизнеса и созданию условий для развития предпринимательства. Партия считает своей исторической миссией реализацию одной из важных задач современности – содействие становлению и развитию среднего класса в целях дальнейшего процветания страны.

Для Казахстана является важным формирование интеллектуальной нации, выступающей гарантией конкурентоспособности. Партия «Ак жол» считает, что качественный рост человеческого капитала должен стать главным приоритетом. Конкурентоспособность должна опираться, в первую очередь, на производительность, качество человеческих ресурсов. Основным условием вхождения страны в список тридцати развитых государств является развитие человеческого капитала. По индексу развития человеческого потенциала (ООН) в 2007 году Казахстан занимал 73 место (из 177 государств), а в 2013 году – 70 место (из 187 государств). Для того, чтобы войти в группу стран с высоким рейтингом, необходимо и далее улучшать все ступени образования. Еще в 1913 году Ахмет Байтурсынулы на страницах газеты «Казах» в статье «Қазақша оқу жайынан» («Об обучении на казахском языке») писал, что «для того, чтобы исправить положение в стране, мы должны начинать с исправления дела детского образования. Ведь и волостные управители, и властные структуры, и народ можно исправить через образование». Халел Досмухамедов считал, что «истинную свободу дает образование». Поэтому главная формула Государственной программы форсированного индустрально-инновационого развития (ГПФИИР) должна быть следующей: образование – наука – производство. Для роста возможностей человеческого капитала оказывают влияние и такие факторы как здравохранение, трудоустройство, система социальной защиты населения. Особую важность приобретает качественная подготовка отечественных кадров – это повышает общую конкурентоспособность нации.

Партия «Ак жол» рассматривает экономику как инструмент эффективного решения задач социальной сферы. Благородные мечты «Алаша» по постепенному изменению казахского общества, приспособления его к той жизни, созвучны направлениям деятельности «Ак жола».

В духовной жизни общества социальное обновление оказывает позитивное влияние на национальное самосознание, на развитие системы образования и придание светского характера государству. В то же время, оно должно уменьшить количество социальных причин, влияющих на появление экстремизма и религиозного радикализма. Если у нас будет качественное духовное сознание, образование, то наше общество будет готово ответить на все внешние и внутренние угрозы.

Нам необходимо двигаться в этом направлении для восстановления прогрессивных социально-экономических идей партии «Алаш», ясно разъясняя их всем гражданам, в том числе - молодому поколению. Для этого необходимо мобилизовать научный потенциал страны. Экономические и социальные ресурсы Казахстана, в первую очередь, должны служит национальным интересам. Мы должны бороться за приоритеты казахстанских предприятий и казахстанской продукции в любом союзе и организации. Необходимо прилагать максимум усилий для пропаганды передовых экономических мыслей и общечеловеческих ценностей наследия «Алаша».

 

3. Актуальность взглядов «Алаша» на духовно-культурную сферу и национальные ценности.

Духовное и культурное развитие – одно из важных измерений цивилизации. В современном мире авторитет страны связан не только с политикой и экономикой, но и культурной привлекательностью. Духовно-культурная преемственность поколений является одной из значимых основ дальнейшего укрепления независимости Казахстана. Четкое понимание наших особенностей, национальной истории будет служить духовному и идейному укреплению общества. Большинство Алашских деятелей углублялись в древнюю историю казахов, занимались историей национального развития и казахской государственности. Они стремились доказать тюркские корни казахского народа и оставили ценные материалы о формировани казахского народа. Существует необходимость глубокого исследования тех источников, которые имеют важность для науки и политики.

В советское время было заметно искажено классическое понимание и значение национализма, которое выступало в качестве инстинкта самосохранения национальной особенности и духовного сознания народа. Национализму было противопоставлено такое понятие как интернационализм. Ни для кого не секрет, что в подоплеке советского  «интернационализма» лежали интересы по продолжению политики имперского давления и нивелирования национальных особенностей других народов. В цивилизованном мире национализм (словарь США; Британская и Японская энциклопедии) характеризуется как естественное явление, защищающие верность своему народу, национальное единство и независимость. Впечатляют размышления о национализме, высказанные видным алашским лидером Ж.Аймаутовым: «готовность к самопожертвованию за народ – самое высокое правило национализма в эти дни»; «из-за тех граждан, кто не любит свой народ, а думает только лишь о собственной выгоде, народ продолжает быть отсталым. У народов с наличием национализма, в таких странах как Германия, Япония, Англия, Турция, дети с малолетства вырастают со словами «мой народ»; «запомните: трудно сделать из культурного человека казаха, нежели из простонародия – культурного человека, необходимо детей воспитывать ближе к казахской жизни и детям с детства надо впитывать дух нации».

Казахская национальная идея «Алаша» в своей сущности ни на один шаг не отошла от рамки классического национализма. Если большевистская партия при создании советского правительсва за основу решения проблемы национального государства взяла отжившую на сегодняший день идею классового деления, то лидеры «Алаша», наоборот, выбрали идею, которую сегодня никто не может подвергнуть критике за его достоверность – политику национального единства, которая подразумевает обеспечение единства государства и народа, формирование консолидированного общества, укрепление духовного-культурного единства, общественного и духовного согласия, общечеловеческих ценностей. Они являются мощнейшим потенциалом Казахстана, способным поднять дух народа.

Партия «Ак жол» считает исторической закономерностью модернизацию государственности, духовного богатства, культуры и языка, религии и менталитета, традиций и исторического наследия. Одной из задач партии является пропаганда изучения национальной истории, продолжение традиции преемствовенности поколений, проведения пошаговой «деколонизацию» сознания казахского народа, пробуждение национального самосознания нации. Это будет справедливо по отношению к памяти «Алаша», памяти предков. Настало время, чтобы поставить на повестку дня вопрос о начале основательной трансформации отечественных СМИ как основного проводника идеологии страны к мировым медиа–империям. Необходимо создать информационно-культурную среду для защиты духовного и материального богатства казахского народа. Сохранение национального культурного наследия и его дальнейшее развитие, воспитание детей и молодежи в духе уважения к национальным ценностям, привитие патриотического духа - продолжают оставаться одним из важных направлений партийной работы. Мы должны не только контролировать качественную работу внутри страны различных подразделений культуры и искусства: театры, библиотеки, музеи, кино, филармонии, исполнительские коллективы, цирки, ремесла, творческие союзы, культурные-исторические центры и другие культурные организации, но также и процесс их вхождения в пространство мировой культуры. Приятно, что решением ЮНЕСКО казахская юрта и традиционный кюй вошли в достояние мировой культуры и подобных решений должно быть намного больше. Гармоничность культур – золотое правило цивилизации. Вместе с тем, мы не должны упускать из вида вопрос сохранения исторической миссии культурного наследия, основных моральных ценностей народа.           Следующим аспектом консолидации общества является языковый вопрос. Мы являемся сторонниками создания в Казахстане всех условий для русскоязычных граждан с целью недопущения конфликтогенной ситуации, которое стало злободневным в ряде полиэтнических государств современного мира.

Вместе с тем, партия «Ак жол» считает необходимым поднять на более высокий уровень сферу применения казахского языка. У алашской интеленгенции по отношению к родному языку была особая ответственность - они приложили много усилий для поднятия его статуса. На сьезде земства и городских деятелей в 1905 году в Москве Алихан Бокейхан выступил с жестким требованием по предоставлению равных прав и для пятимиллионного казахского народа того времени. В своем выступлении, наряду с социальными вопросами, он поднял проблемы языка, свободы выборов: «Самая насущная проблема ближайшего времени у казахов в вопросе использования языка, в частности, связанные с предвыборной агитацией - необходимость дать свободу использования родного языка, снятия всех ограничений в использования местных языков, о котором высказались товарищи, я к ним присоединяюсь».

Та проблема, которая была поднята политическим вождем «Алаша» «как самой насущной проблемы» казахов, связанных с родным языком, по истечении 110 лет так и не решилась. Ни в коем случае нельзя принижать родной язык в угоду другим языкам. Главное условие познания своего народа – это повышение потенциала родного языка, расширение сферы его применения. К примеру, Бельгийское государство, меньшее по численности (10 млн 379 тыс.), чем Казахстан, не дает предпочтения никаким другим языкам. Мы никогда не должны забывать, что статус нации оценивается в большей степени языком.

В целом, расцвет культуры, духовный рост нациообразующего казахского народа – одна из основных гарантий процветания Казахстана. Поэтому актуальные проблемы культурной политики надо решать, не забывая важные аспекты жизнедеятельности общества и государства.

 

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

 

В целях популяризации творческого наследия и принципиальных взглядов движения «Алаш» на модернизацию казахстанского общества и использования их на нужды сегодняшнего дня, Демократическая партия Казахстана «Ак жол» будет работать над решением следующих задач:

  • Для празднования на государственном и общенациональном уровнях 150-летие Алихана Бокейхана и 100-летие движение Алаш, предлагается создать при Правительстве Государственную комиссию (в составе членов правительсва, депутатов Парламента, ученых, общественных деятелей). Возложить на Комиссию ответственность за подготовку общегосударственных и региональных комплексных программ, приложить усилия для проведения этих юбилеев как в стране, так и зарубежом под эгидой ЮНЕСКО;
  • Организовать пропаганду идей «Алаша» среди молодого поколения для воспитания их в духе патриотизма. Издавать материалы судебных процессов и, в первую очередь - «Дело Алаша», названное «документом столетия», применительно к 1928-1938 годам;
  • Изучить материалы политических репрессий 20-50 годов ХХ века, историю репрессий в Казахстане, напрямую связанных с судебным процессом по «Делу Алаша», при этом не привлекая российских ученых. Сделать обобщения силами отечественных ученых-историков, начать публикацию материалов;
  • Провести серию конференций для привлечения внимания общественности на трагические события в истории Казахстана с участием квалифицированных ученых-историков, обществоведов, политологов для наиболее полного исследования политических репрессий, политики имперского геноцида. Существует необходимость привлечения адвокатов, ученых-юристов для всестороннего раскрытия проблемы и описания последствий политики советской власти по отношению к казахскому народу в годы массового голода и политических репрессий в первой половине ХХ века. Считаем необходимым привлечь социологов, демографов и генетиков, специалистов других направлений, международных экспертов для определения вреда генофонду нации, нанесенного голодом, ограничившем на долгие годы количественный и качественный рост казахского этноса. Создать возможности для сбора архивных материалов, которые сосредоточены не только в Казахстане, но и во многих городах России и Узбекистана (Ташкент), а также в архивах других зарубежных государств;
  • Установить день национального траура в календаре, чтобы на государственном уровне почтить память жертв голода и политических репрессий;
  • Преобразовать Алматинский памятник в историко-мемориальный комплекс, посвященный жертвам голода и политических репрессий, составившим почти половину казахского этноса;
  • Продолжать ежегодный трехэтапный общенациональный конкурс «ХХ1 ғасырдағы Алаштың Ақ жолы» («Светлый путь Алаша в ХХІ веке») среди соискателей в возрасте от 18 до 35 лет, занимающихся научными исследованиями и публицистикой по указанной теме, в том числе и на русском языке и языке других народов. Финальную часть конкурса завершать научно – практической конференцией, по его материалам издавать научный сборник. Пристальное внимание обращать исследованиям по выявлению новых имен и неизвестных страниц истории Алашского движения; В целях развития работы по внутрипартийному просвещению, парламентская фракция «Ак жол» ежемесячно будет проводить занятия на тему «Алаш тағылымдары» («Уроки Алаша»), в режиме видеоконференцсвязи со всеми филиалами партии. В качестве лекторов будут приглашаться известные в стране ученые-алашеведы, исследователи.
  • Превратить в традицию проведение ежегодной республиканской «Недели Алаша» в период с 5 по 13 декабря (в 2014 году это мероприятие в виде пилотного проекта было проведено центральным апппаратом ДПК «Ак жол» в г. Астане, и в филиалах партии ЮКО, Мангыстауской области, ВКО (Семей). В рамках Недели - ежегодное проведение собраний, конференций, лекций, уроков, публичных выступлений, выставок по теме «Алаш тағылымдары» («Уроки Алаша») в учебных заведениях, государственных органах и воинских частях, архивах и библиотеках;
  • В память даты создания (13 декабря 1917 года) первого, современного демократического казахского правительства Алашорда, ежегодно 13 декабря официально отмечать как день «Алашорды»;
  • Открыть аллею «Алашорды» с монументальным памятникам деятелей Алаша на самом видном месте Астаны. Установить во всех областных центрах, в Алматы памятники алашским деятелям;
  • Переименовать во всех районных, областных центрах Казахстана именами национальных деятелей (названиями известных событий) учреждения, улицы, места, имеющие отношение к «Алашу», поручив это республиканским и местным ономастическим комиссиям;
  • Выступить с инициативой через МИД РК о переименовании улиц Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Самары, Оренбурга, столиц Турции, Азербайджана, Кыргызстана и Узбекистана именами деятелей «Алаша»;
  • Организовать работу по открытию музеев, установки памятных досок, знаков в исторических местах, имеющих прямое отношение к движению «Алаш» в городах Санкт-Петербург, Омск, Оренбург, Ташкент и Коканд, а также в наших городах Семей, Торгай, Жымпиты и др.;
  • Организовать в школах страны, вне зависимости от языка обучения, разъяснение и популяризацию понятий Алаш, Алашская идея, Алашское движение, жизненного пути Алашских деятелей. Выступить с предложениями о включении достаточного объема материала в учебники по истории Казахстана, систематизации изучения идей Алаша в ВУЗах. Добиваться установления общественного контроля работы Министерства образования и науки РК по новому содержанию курса истории;
  • Содействовать выпуску по государственному заказу научных монографий, литературных и художественных произведений, документальных, художественных фильмов, телевизионных программ, посвященных движению «Алаш»;
  • Организовать постановку пьесы «Мұрат үшін майдан» (автор – Мұхтызара Титақұлы, жертва политических репрессий), приурочив ее к 150-летию со дня рождения одного из главных героев этого произведения Алихана Бокейхана. Ответственность берет партия «Ак жол», заключившая договор с деятелями искусства: писателем-драматургом и режиссером театра;
  • Провести работу по включению десяти образцов исполнения «Алашского марша», гимна «Алаша» в видеофонд телеканала «Казахстан» и в золотой фонд Казахского радио (обнаруженных в архиве сотрудниками партии «Ак жол» и уже включенных в научный сборник «ХХ1 ғасырдағы Алаштың Ақ жолы»);
  • Изыскать финансовые средства для проведения научно-исследовательской работы в государственных архивах России, Турции, Китая, Франции, Германии, Узбекистана, Кыргызстана, Туркмении и других государств для более глубокого и всестороннего изучения истории движения «Алаш»;
  • Совместно с областными и районными акиматами, научными и общественными организациями организовать экспедиции в места, связанные с историй «Алаша»;
  • Обратиться в Республиканскую Ономастическую комиссию с просьбой о переименовании  города Семей в город Алаш, который был столицей Алаша в период с 1917 по 1920 годы; Установить памятную доску на Доме «Алаша» в Семее. Организовать работу по созданию национального музея «Алаш» на основе Семипалатинского – музея «Алаш арыстары - Әуезов»;
  • С целью «деколонизации сознания» начать процесс перехода на латинский алфавит, для этого детально изучить опыт родственных тюркоязычных государств, создать план поэтапного перехода на латиницу;
  • Организовать работы по приведению в соответствие с исторической справедливостью названий географических объектов и населенных пунктов. Народу и государству должны быть возвращены все казахские названия, имеющие историческое и духовное значение.
  • В целях расширения сферы использования и повышения статуса казахского языка как одного из главных условий существования независимого государства, развивать язык, превратив его в инструмент национальной консолидации;
  • Проводить работу по воспитанию молодого поколения в духе почтительного обращения к национальной истории Казахстана, истории «Алаша», казахскому языку и казахской культуре, вместе с тем - и к истории, культуре и языку других этносов.

Алихан Нурмухамедулы Бокейхан был основателем и политическим руководителем казахского национально-освободительного движения «Алаш» в начале ХХ века, сыграл решающую роль в деле восстановления Казахской государственности, внес огромный личный вклад в формирование и развитие современного Казахстана. В связи с предстоящим празднованием 150-летия со дня рождения А.Н. Бокейхана партия «Ак жол» считает необходимым:

  • Одному из высших учебных заведений страны (университету с национальным статусом) и одному из научно-исследовательских институтов (истории государства, экономических исследований, сельскохозяйственного направления) присвоить имя А.Н. Бокейхана;
  • Присвоить имя А.Н. Бокейхана училищу лесного хозяйства, расположенному в поселке Бурабай (в 1895-1897 годы, в котором Бокейхан преподавал математику);
  • Учредить Национальную стипендию Алихана Бокейхана за выдающийся вклад в политику, экономику, науку;
  • Организовать международные научно-практические и научно-теоретические конференции в г.г. Астана и Алматы, приуроченных к 150-летию со дня рождения А. Бокейхана;
  • Подготовить собрание сочинений А.Н. Бокейхана в 16-ти томах и издать его на казахском, русском и английском языках тиражом в 10 тысяч экземпляров. Обратиться в Правительство за финансовой поддержкой, рекомендовать в качестве исполнителя Институт культуры и духовного развития «Алаш» ЕНУ им.Л.Н.Гумилева;
  • Организовать издание энциклопедии А.Н. Бокейхана силами Института культуры и духовного развития «Алаш» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Института истории и этнологии им. Ш. Уалиханова, Института истории государства, тиражом в 10 тысяч экземпляров на казахском, русском и английском языках;
  • Добиваться выделения государственных грантов для создания художественных произведений, связанных с жизнью А. Бокейхана и движением «Алаш».
  • Составить и издать 10-ти тысячным тиражом сборник документов и фотоматериалов о жизни и деятельности А.Н. Бокейхана и его соратников по национально – освободительному  движению «Алаш»;
  • Содействовать выпуску, в том числе и по государственному заказу, литературных и художественных произведений, документальных, художественных фильмов, сериалов, телевизионных программ о А.Н. Бокейхане и его соратниках;
  • Обратиться с инициативами: к АО «Казпочта» - о выпуске почтовой марки, приуроченной к 150 летию А.Н. Бокейхана; к Национальному банку – о выпуске памятной юбилейной монеты с изображением лидера «Алаша»;
  • Инициировать и организовать установление мемориальных досок в местах (в том числе и за рубежом), связанных с деятельностью А.Н. Бокейхана.

Считаем, что нельзя разделять эти два важных юбилея: 150-летие А.Н. Бокейхана и 100-летие движения «Алаш». Подготовительные мероприятия для реализации представленного комплекса мероприятий должны начинаться с 2015 года, чтобы достичь в 2016-2017 годах должного уровня проведения указанных мероприятий по чествованию алашских деятелей. Полную реализацию мероприятий по празднованию завершить в 2018-2019 годы.

 

МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ ЗАДАЧ:

 

Демократическая партия «Ак жол» приложит максимум усилий в рамках своих возможностей для реализации вышеперечисленных задач. Партия не является фондом или советом историков для осуществления исторических исследований. Для партии более важна практическая сторона мероприятий, т.е. не столько вопрос выражения дани памяти, сколько тема имплементации в современную жизнь идей, начинаний, ценностей «Алаша».

Значительную часть поставленных задач почти невозможно решить без участия правительства РК. Поэтому партия «Ак жол» будет постоянно напоминать правительству об ответственности перед прошлым и будущим, будет требовать принятия соответствующих решений, информации об исполнении принятых решений, в том числе и через свою парламентскую фракцию.

Партия в своей политико–просветительской работе будет стремиться координировать свои действия с соответствующими государственными органами, научно-исторической средой, общественными объединениями, с другими организациями, неравнодушными к истории «Алаша».

Для реализации цели и задач данной Программы, Демократическая партия «Ак жол», являясь последователем движения «Алаш», будет:

  • стремиться неукоснительно исполнять взятые на себя задачи и обещания, заявленные в предвыборной платформе партии, новой политической программе и в данной программе;
  • готовить альтернативные программы, концепции, рекомендации и предложения по актуальным проблемам развития Казахстана;
  • активно исполнять законотворческую работу в Парламенте: готовить поправки в проекты законов, самостоятельно разрабатывать законопроекты, озвучивать депутатские запросы, добиваясь конкретных результатов;
  • организовывать общественные слушания, публичные обсуждения, тренинги, республиканские и региональные семинары, «круглые столы», конференции историко-культурного формата, с целью пропаганды и распространения идейного наследия Алашского движения, их видных деятелей, во всех регионах Казахстана;
  • осуществлять агитационно–пропагандистскую и просветительскую работу по программе «Алаша» в регионах страны, привлекая руководителей партии и ее филиалов, членов депутатской фракции, партийный актив.
  • доводить до сведения рядовых казахстанцев информацию о деятельности партии, ее парламентской фракции;
  • регулярно издавать информацию о деятельности фракции партии «Ак жол» в Мажилисе Парламента РК;
  • установить обратную связь с избирателями по актуальным вопросам, изучать общественное мнение, проблемы различных слоев населения (общественная приемная фракции при центральном офисе, при филиалах; встречи с избирателями в регионах; работа с обращениями граждан).
  • продолжить практику проведения совместных научно-практических, культурных и иных мероприятий и акций с ЕНУ, с его Институтом культуры и духовного развития «Алаш», научным центром «Евразия», Институтом истории государства, Институтом истории и этнологии им. Ш. Уалиханова, Академией международного бизнеса, а также с другими научными и исследовательскими организациями;
  • увеличить количество публикаций в СМИ, в том числе - в электронных, по Алашской тематике, а также по другим актуальным темам;
  • усилить работу пресс-службы партии и региональных филиалов, готовить информационные сообщения с рассылкой их во все СМИ и размещением на интернет-сайте партии, в социальных сетях;
  • организовать широкую информационную поддержку в СМИ деятельности ДПК по популяризации идей «Алаша», установить сотрудничество с центральными, региональными и местными печатными и электронными СМИ, Интернет–сайтами.

 

Программа подготовленна группой ученых-алашеведов под руководством секретаря Центрального совета ДПК «Ак жол» по идеологической работе С.Байдалы.