Вело в дело

С приходом весны в Алматы стартовал очередной велосезон. Идея пересадить алматинцев на двухколесный транспорт, выдвинутая властями города еще несколько лет назад, дала свои первые плоды. Сегодня в южной столице проходят самые крупные велозабеги страны и множатся велодорожки. Впрочем, находятся и скептики, считающие все эти инициативы самодурством.

О плюсах и минусах всеобщего увлечения велоспортом мы расспросили бизнесмена, члена партии «Ак жол» Юрия Шин. Еще три года назад он и сам относился к велодвижению весьма прохладно. А сегодня без него не обходится ни один велозабег.

– Честно говоря, поначалу мне казалось, что во взрослом возрасте увлекаться велосипедом – это несерьезно, – начинает свой рассказ Юрий Шин. – Но после того как сел на велосипед и начал осваивать дистанции, я нашел много плюсов. Во-первых, это единение с природой, которую в повседневной жизни, сидя за рулем автомобиля, мы, по сути, не видим. Во-вторых, езда на велосипеде помогла мне сбросить лишний вес и перестать болеть каждую зиму.

– В прошлом году во многом благодаря усилиям депутатов партии «Ак жол» в Казахстане изменились Правила дорожного движения. Впервые появились такие понятия, как «велосипедист» и «велосипедная полоса движения». Отразились ли эти поправки на жизни реальных людей?

– Да, запрос в мажилис по поводу этих поправок инициировала депутат от нашей партии Дания Еспаева. И благодаря тому, что акимат с приходом Бауыржана Байбека начал активно развивать велозоны, в Алматы появился первый велокоридор от микрорайона «Орбита» до Зеленого базара, что, безусловно, очень хорошо. Если раньше у меня возникало много эксцессов с автоводителями, которые не понимали, что мы, велосипедисты, тоже можем ездить по полосе общего движения, то сейчас это понимание пришло. Люди стали осознавать, что дорогу надо разделять не только для машин и автобусов, но и для велосипедистов. Это радует.

– Тем не менее многим автолюбителям выделение специальной полосы для велосипедистов пришлось не по душе. Часто слышу такой аргумент: спецполосы есть, а велосипедистов на них нет.

– Это самый больной вопрос. Чаще всего люди обращают внимание на улицу Шевченко и подсчитывают число велосипедистов на ней. Здесь надо отметить такой важный нюанс: этот велокоридор стал функционировать только прошлой осенью. Когда улицу Аль-Фараби только начали перекрывать для марафонов, многие люди тоже были против. Они говорили: «Так мало людей, а для них всю улицу закрывают». Но в этом году в «Алматы марафоне» участвуют уже более 13 тысяч человек. То есть сейчас еще рано делать какие-то выводы по поводу велокоридора на улице Шевченко.

– На ваш взгляд, насколько рационально проектируются велодорожки? В частности, многие алматинцы не понимают, зачем они нужны в районе Зеленого базара, где и без того затруднено движение.

– Велоинфраструктуру можно поделить на несколько частей. Если взять велодороги в Дубае, то это треки для серьезных спортивных мероприятий и тренировочного процесса. В Алматы таких пока нет. Если брать наш город, то это дорожки для передвижения из точки А в точку Б, которые можно сопоставить с метро и другим транспортом. Если говорить о парках, то велодорожки – это элемент досуга. Эти три части мы не можем соединить в одну систему. Понятно, что мы не можем сделать велодорожки только в парках, потому что сейчас многие люди используют этот транспорт для того, чтобы добраться на работу и обратно. И вот здесь есть важный момент. В последние годы многие студенты брали кредиты и покупали старые праворульные машины. А сейчас мы уже видим тренд, когда молодежь в теплое время года пересаживается на велосипеды. Велосипед становится доступным видом транспорта, который не ведет к большим расходам и кредитам.

– Может ли велодвижение стать реальной силой в борьбе за улучшение климата Алматы? Ведь я так понимаю, что отчаянные попытки пересадить горожан из автомобилей на велосипеды – это часть стратегии по разгрузке улиц от машин и улучшению экологии мегаполиса.

– Сразу решить экологическую проблему за счет велосипедов, конечно, невозможно. Понятно, что в первую очередь речь идет о здоровом образе жизни. Нам сейчас очень важно в рамках программы «Рухани жаңғыру» дать толчок новому духовному развитию страны, чтобы люди понимали, что спорт – это образ жизни, что можно поменять нашу ментальность и избавиться от стереотипа: казахстанцы – это люди с большими животами. Наши граждане могут быть стройными и подтянутыми и проводить свободное время не только в барах, но и с друзьями на велотренировке. В Дании и Нидерландах на великах катаются 50% населения. Это большой успех для страны с точки зрения экологии. Кроме того, когда руководство страны пользуется велотранспортом, оно может видеть насущные проблемы – от ям до открытых люков на дорогах.

– Как вы думаете, а наши чиновники когда-нибудь пересядут на велосипеды? Я не говорю о моментах, когда аким едет на велике, а его снимают заранее приглашенные телеканалы.

– Наши чиновники пока не перешли на ежедневное пользование велотранспортом. Но мы видим положительные моменты. Например, Ахметжан Есимов каждые выходные садился на велосипед. Бауыржан Байбек тоже начал по выходным участвовать в велопробегах. Я считаю, что это хорошее начало.

– А на развитии туризма велоспорт как-то отразится? Ведь, как известно, стоит задача – сделать из Алматы туристический центр.

– Если посмотреть на Европу, то там уже есть понятие велоструктуры не только в рамках города, но и в рамках отдельных стран. В Алматы есть люди, которые отправляются на велосипедах из южной столицы на Иссык-Куль. Например, велокоманда AlmatyBroteam, в которой я состою, уже проделывала такой путь. Думаю, если бы до Капшагая была проложена хорошая велодорожка, люди бы с удовольствием катались.

Взять тот же самый Дубай. Казахстанцы прилетают туда со своими велосипедами и катаются, поскольку там организован достаточно серьезный маршрут для тренировок. Мы тоже стараемся развиваться в этом направлении. В этому году, например, у нас пройдет международная велогонка GRAN FONDO. Также в апреле «Ак жол» проведет встречу с велолюбителями, и, если есть конструктивные идеи, мы готовы их выслушать и взять в работу.

EXPRESS-K.KZ